Как Пучдемон стал борцом за независимость Каталонии и врагом Испании

Надежда и разочарование каталонского сепаратизма в одном лице

Еще год назад мало кому за пределами Испании было известно это имя — Карлес Пучдемон-и-Казамажо. Этой осенью его изображения не сходят со страниц газет и теленовостей. В Мадриде его рассматривают как «врага №1», как опасного сепаратиста, подрывающего территориальную целостность королевства. А в Барселоне многие горячие головы считают его слабаком, который своей медлительностью и осторожностью губит дело каталонской независимости. Так кто же вы, сеньор Пучдемон?

Надежда и разочарование каталонского сепаратизма в одном лице

* * *

Человек, который хочет взломать Испанию. Провокатор из Каталонии. Так в зарубежных СМИ озаглавлены материалы, посвященные мятежному лидеру автономного сообщества. Он пришел на главную должность в регионе с обещанием провести референдум о независимости — и это обещание он исполнил. Вот только вопрос о том, какую цену и кто будет платить за затею с отделением от Испании, остается открытым.

Свое личное участие в плебисците, который центральные власти изначально признали нелегитимным, Карлес Пучдемон обставил в совершенно голливудском стиле.

Ожидалось, что он отправится голосовать в спортивный центр Сант-Жулия-де-Рамис неподалеку от своего дома в Жироне. Полиции и Гражданской гвардии была поставлена задача не допустить его до участка. Стражи порядка взломали там двери и вытолкали оттуда присутствующих.

Но Пучдемон сумел перехитрить полицейские вертолеты, которые преследовали его в попытке помешать проголосовать на референдуме. Лидер региона в тоннеле под мостом пересел из одной машины в другую и сумел проголосовать на участке в Корнелла-дель-Терри.

Решителен он и смел после этого? Определенно.

Но вот то, что Пучдемон делал потом, выглядело несколько странно, напоминая танец в стиле «шаг вперед, два назад».

2 октября — на следующий день после проведения референдума, не признанного Мадридом, Карлес Пучдемон заявляет: «В этот день надежды и страданий граждане Каталонии завоевали право объявить независимое государство в виде республики». И обещает, что в ближайшие же несколько дней его правительство направит результаты голосования в парламент Каталонии, с тем чтобы тот мог действовать в соответствии с законом о референдуме.

Читайте материал: Каталонский кризис накаляется: удастся ли решить его мирным путем

Но выступив неделю спустя в каталонском парламенте, Пучдемон не стал рисковать и призвал парламентариев отложить объявление независимости, чтобы наладить диалог с центральной властью по вопросу о выходе из состава Испании.

Такая позиция не удовлетворила ни радикалов-националистов, ни сторонников единства страны. Премьер-министр Испании Мариано Рахой потребовал от каталонских лидеров к 16 октября дать ответ с разъяснением позиции по вопросу о провозглашении независимости. И опять-таки Карлес Пучдемон призвал Мадрид к диалогу о выходе из создавшегося тупика, но ясности насчет того, объявлена ли независимость Каталонии по итогам референдума или нет, так и не появилось.

Между тем на горизонте замаячил зловещий призрак статьи 155 Конституции Испании, согласно которой может быть приостановлена каталонская автономия, а в регионе будет введено прямое правление Мадрида.

* * *

Расположенная примерно в сотне километров от Барселоны Жирона с населением 100 тыс. человек — для Пучдемона своего рода «место силы». Даже став президентом каталонского парламента, он по-прежнему живет в Жироне. В здешних местах — в городишке Амер — он родился без малого 55 лет назад в многодетной (второй сын из восьми отпрысков!) семье потомственных пекарей.

Говорят, что в семье Пучдемона националистические страсти кипели давно — и не удивительно, что сам он еще в 1980-е годы всерьез увлекся идеями каталонской самостийности.

Свое имя будущий политик получил в честь деда, Карлеса Касамажо, который в конце испанской Гражданской войны бежал во Францию, мыкался там по различным лагерям для беженцев, пока не пропал без вести в 1943 году.

Карлесу было 13 лет, когда умер испанский диктатор Франсиско Франко, сделавший немало для того, чтобы у каталонцев накопилось множество обид на Мадрид. Постфранкистскую Испанию ждал нелегкий процесс перехода к демократии и «государству автономий», где национальные меньшинства получили большие права в самых разных сферах. Но многие националисты в той же Каталонии осознали, что автономного статуса уже недостаточно, нужна полная независимость.

В 1982 году 20-летний Карлес с группой студентов по обмену отправился в Женеву, где проходила международная конференция. И там Пучдемон решил пройтись по городу с сепаратистским флагом «эстелада», который сшил портной из его родного городка. Многие спрашивали молодого человека, откуда он — кое-кто по ошибке принимал каталонское знамя за кубинское. И людей можно понять: мало того, что «эстелада» действительно напоминает по дизайну флаг Кубы, так и именно в этой стране было собрано в изгнании в 1928 году Учредительное собрание, утвердившее временную конституцию Каталонской республики.

Учившийся на филолога (естественно, речь шла о каталонской филологии!) Карлес принял решение стать журналистом. Еще в 14-летнем возрасте он начал писать статьи о футболе. Он прошел путь от редактора-корректора в газете El Punt Avui (само собой, националистической) до главного редактора. Бывшие коллеги Пучдемона вспоминают, что его каталонско-патриотические взгляды прорывались даже во время игры в пинбол — проигрывая, он называл игральный автомат «испанской шлюхой».

Журналистская карьера молодого каталонца шла в гору — в конечном счете он стал директором новостного агентства Agència Catalana de Notícies и англоязычного журнала «Каталония сегодня», который призван был поведать миру о родине Пучдемона.

Но куда больше, чем журналистика, Пучдемона прельщал мир политики. И в начале 1990-х журналист становится политическим активистом — Пучдемон запускает кампанию по изменению названия города, мэром которого он станет в 2011 году — не кастильская Жерона, а каталонская Жирона. Затем он участвует в создании молодежной организации, связанной с националистической партией Демократическая конвергенция Каталонии...

Один из ближайших друзей лидера Каталонии, Жами Матамала, говорит: «У Карлеса Пучдемона независимость в его натуре. Это не то что он импровизирует. Это нечто, что он знает очень хорошо. Это часть его как он есть».

В 1983 году Пучдемон попал в серьезное ДТП — когда он ехал из Жироны в Амер, его автомобиль столкнулся с грузовиком. Получивший серьезные травмы Карлес выжил, как говорят, чудом — с той поры политик носит шрамы, напоминающие о давней аварии. «Памятку» о том инциденте скрывают зачесанные на лоб волосы. К слову, тут у «врага №1 Мадрида» есть общее с его противником — испанским премьером. Мариано Рахой тоже в прошлом обзавелся в дорожной катастрофе шрамами, которые скрыты его бородой.

В 1988 году Пучдемон посвящает себя сбору материалов иностранной прессы о Каталонии — в итоге спустя годы публикует исследование под забавным названием «Ката... что?»

Поездка летом 1991 года в Словению, провозгласившую свою независимость от Югославии и после короткого вооруженного противостояния ее отстоявшую, наверняка подействовала воодушевляющим образом на каталонского националиста.

Карлес Порта, автор вышедшей в прошлом году биографии каталонского лидера, журналист и друг Пучдемона, описывает его как «честного и стойкого» человека, несгибаемого сторонника независимости. «У него есть такое качество (или такой порок): он упрямец», — пишет Порта.

А другой аналитик о Пучдемоне отозвался так: «У него великий талант к шоуменству. И он знает, как использовать медиа». Действительно, бывший журналист Пучдемон хорошо осознает силу СМИ — и именно поэтому он активно общался с каталонскими масс-медиа. Он полиглот — говорит по-каталански, по-испански, по-французски, по-английски. И даже по-румынски (его жена — румынская журналистка, с которой он познакомился на фестивале в Жироне — что интересно, пара венчалась в Бухаресте по православному обряду).

* * *

«Это человек, который много слушает, а потом решает с тотальной и абсолютной свободой», — говорит о нем его друг и биограф.

Шесть лет назад на муниципальных выборах Пучдемон победил социалистов, которые 32 года возглавляли Жирону, и стал мэром. Критики говорят, что для города он сделал не так уж много, проводя большую часть времени в каталонской столице. Зато сторонники приводят в его пользу такой аргумент: Пучдемон поспособствовал тому, чтобы часть эпизодов культовой «Игры престолов» снимали в Жироне.

Дальше путь политика лежал в Барселону, где он стал лидером всего региона. Его предшественника на посту главы каталонской автономии Артура Маса, обвиненного в затягивании поясов на фоне экономического упадка, вынудили уйти левые силы.

Когда Пучдемон стал лидером Каталонии, для многих жителей региона он был этакой «темной лошадкой». По его собственным словам, «это случилось в последнюю минуту. Это было случайно, через заднюю дверь».

Действительно, он был избран президентом женералитата (правительства автономного сообщества Каталония) 10 января 2016 года в результате достигнутого в последнюю минуту соглашения между партиями, выступающими за каталонскую независимость.

При вступлении в должность президента Карлес Пучдемон отказался давать традиционную присягу на верность королю Филиппу VI, став первым главой каталонского правительства, решившимся на подобный демарш.

Вступая в должность, новый глава женералитета заявил: «Сейчас не время трусов. Я знаю, мы запускаем процесс, который не будет ни легким, ни комфортабельным».

Через несколько месяцев после того, как Карлес Пучдемон стал главой каталонского парламента, он отправился в Мадрид, чтобы встретиться с премьер-министром королевства. Мариано Рахой подарил гостю из Каталонии экземпляр «Дон Кихота». После этого каталонский лидер и испанский премьер «вживую» встречались только после террористической атаки в Барселоне в августе.

Выступая с новогодним обращением к каталонцам, Карлес Пучдемон пообещал провести «законное и обязательное к исполнению» голосование по вопросу о независимости. Голосование он провел, проголосовал сам. Но со всем остальным у него вышла загвоздка. Мадрид априори объявил референдум незаконным и не имеющим никакой юридической силы. Ну и с исполнением его результатов тоже явно у Пучдемона не складывается.

Менее чем за два года пребывания на посту главы Каталонии Пучдемон возвел вопрос независимости региона во главу угла. Президента автономного сообщества не слишком волнуют социальные или экономические проблемы. Его главный приоритет — каталонский суверенитет. В этом и сила его, и, вероятно, главная слабость. Порой возникает такое ощущение, что вся эта затея с референдумом о независимости была не до конца продумана и исполнена по принципу «главное — ввязаться в драку, а там посмотрим». Возможно, Пучдемон недооценил стойкость центральной власти и переоценил страсть своих соплеменников к свободе от Мадрида. И тогда все свидетельствует о том, что «темная лошадка» из Каталонии окажется пустышкой. Хотя кто его знает... А ну как у него имеется «план Б» — и в самый драматический момент каталонский лидер вытащит из рукава козырные карты?

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27526 от 20 октября 2017

Заголовок в газете: Пучдемоническая личность

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру