«Горячие» и «Холодные» контакты: как кандидат Собчак собирает подписи

Больше всего "автографов" за ее выдвижение пока собрали Санкт-Петербург, Тыва и Бурятия

Это не классический жанр «журналист меняет профессию». Сам я не собирался собирать подписи за выдвижение Ксении Собчак. Но руководитель штаба по сбору подписей в Московской области Алексей Калитвинов рассказал мне, насколько охотно или неохотно дарят оппозиционерке свои подписи жители Подмосковья, где и сам я проживаю. Кроме того, Алексей пообещал показать работу сборщиков подписей в действии.

Больше всего "автографов" за ее выдвижение пока собрали Санкт-Петербург, Тыва и Бурятия

В штабе на третьем этаже небольшого торгового центра в Красногорске волонтеры делятся впечатлениями. Одна из девушек с восторгом рассказывает, какая теплая встреча состоялась у нее с клиентом, который не только поставил свою подпись, но и угостил девушку кофе и хот-догом. В штаб девушка приехала с встречи, которая на языке сборщиков подписей называется «горячим контактом». «Горячий контакт» заключается в том, что некто звонит в штаб или шлет туда в электронной форме заявку о желании поставить свою подпись. С этим человеком связываются и назначают встречу, куда он прибывает с паспортом, а сборщик подписей — с необходимым документом. Иногда в отдаленных уголках Подмосковья «горячие контакты» носят коллективный характер. К примеру, не так давно в штабе скопилось больше пяти заявок из Дубны. Сборщик подписей выехал и встретился с ними в назначенное время в торговом центре.

Помимо «горячих контактов» существуют «холодные» — это когда сборщики подписей стучатся в квартиры граждан, предлагая им оставить свои автографы, а также отлавливают жертв в людных местах.

По словам руководителя штаба Алексея Калитвинова, основная часть симпатизантов Ксении Собчак живет в домах, построенных менее 5–7 лет назад, здесь даже если отказывают, то доброжелательно. Сложнее со старыми домами и рабочими районами как таковыми. В таких районах идет тотальный отказ, хотя с какой-то особой агрессией в свой адрес сборщики до сих пор не встречались. Многие отказывают просто из-за того, что им не нравится, что кто-то без спроса стучится в их квартиру и что-то там предлагает.

При обходе квартир соблюдается правило не переступать порог, даже если зовут. Все переговоры ведутся на лестничной клетке. А недавно сборщицы подписей постучались в одну из квартир вполне приличного дома, а там оказался — о, ужас! — притон. Сознательные девушки спешно ретировались и позвонили в полицию.

Кто оставляет свои подписи в защиту выдвижения в президенты Ксении Собчак? Руководитель штаба говорит, что главным образом это молодежь 1980 года рождения и младше, чьи родители принадлежат к среднему классу. Причем в основном девушки и молодые мамы. Хотя случаются и яркие исключения: не так давно свою старческую закорючку на документе оставила бабуля аж 1924 года рождения.

Алексей Калитвинов подчеркивает: среди желающих видеть Ксению Собчак кандидатом в президенты фанатов «Дома-2» нет. Мотивация исключительно политическая. «При этом люди реалисты, они понимают, что, даже став кандидатом, Ксения не станет президентом», — говорит Алексей.

В подмосковном штабе трудятся 4 человека. Все остальные — волонтеры, в основном студенты. Много ли они получают? «Мы взяли на вооружение принцип: зарплата агитатора должна быть чуть выше средней зарплаты по региону», — говорит руководитель штаба. При этом оплата труда волонтеров носит не почасовой характер, все зависит исключительно от количества граждан, попавших в их ласковые сети. В удачный день профессиональный волонтер способен обаять до 15 человек, чьи подписи вечером будут доставлены в штаб.

Для волонтерок Яны и Леры, студенток факультета политологии МГУ, день, когда мы познакомились, не был ознаменован широкой улыбкой фортуны. Во всяком случае, им явно не везло в близлежащем крупном торгово-развлекательном центре «Июнь», агитационный набег на который вместе с ними совершил корреспондент «МК».

Набег начался с этажа, где продаются игрушки и детская одежда. Почему там? Ведь в такие места молодые родители приходят со своими чадами, которые балуются, пристают к маме с просьбой купить вон того мишку или вот эту машинку. Их родителям явно не до выдвижения в президенты Ксении Собчак... Все это так, объяснили мне девушки, однако молодые родители — наиболее продуктивное поколение с точки зрения сбора подписей.

У профессиональных сборщиц подписей активно развита интуиция. Они сердцем чувствуют, на кого стоит тратить время и усилия, на кого не стоит. В 70–80 процентах случаев реакция визави развивается по формуле «удивление — улыбка — отказ». Однако случаются удачи. Так, Яна и Лера уже почти «закадрили» двух юношей электорального возраста, с энтузиазмом согласившихся увековечить свои фамилии на бланках документов. Беда подкралась из-за угла — юноши оказались из Самары, это полностью перечеркивало возможность проявления их социальной активности в подмосковном Красногорске.

Мимо проходит азиатская мама с дочкой. Мои спутницы немедленно преграждают им дорогу и задают вопрос-приветствие. Опять неудача — девушка не россиянка. У меня возникает закономерный вопрос: зачем они вообще ее потревожили? Оказывается, существенная часть гастарбайтеров уже обзавелась российскими паспортами, и это на удивление социально активные люди. Недавно одна таджичка не просто поставила свою подпись на документе, но и организовала встречу волонтеров с полудюжиной своих родственников и соплеменников, поддержавших выдвижение в президенты телезвезды.

В каждодневной практике сборщиков подписей один из распространенных «обломов» — отсутствие у потенциального клиента паспорта. Другим привычным бедствием являются охранники. В дискуссиях с ними волонтеры цитируют и демонстрируют статьи Конституции, санкционирующие их работу, но это не производит никакого эффекта — у каждого торгового центра своя конституция. Так случилось и на этот раз. После этого будущие политологи Лера и Яна отправились на штурм следующего торгового дома, а я поехал в редакцию делиться впечатлениями, выводами и рассуждениями. Вот главные из них: Ксению Собчак знают. Причем знают не только как теледиву, но и как оппозиционного политика. В этом качестве ее узнаваемость достигает отметок, которым позавидуют многие действующие государственные мужи и жены. Вывод второй: ее не поддерживают, и редкие акты поддержки лишь подтверждают этот вывод.

Читайте материал: За выдвижение Путина собирается по 60 тысяч подписей в день

P.S. В тот день, когда корреспондент «МК» принимал участие в сборе подписей в Красногорске, в целом по Московской области было собрано 165 автографов граждан. К настоящему моменту в поддержку Ксении Собчак в качестве кандидата в президенты поставили подписи 1479 жителей Подмосковья из 2500 необходимых. По словам руководителя регионального штаба, в соревновании по сбору подписей Московская область занимает приблизительно 10-е место, в числе лидеров — Санкт-Петербург, Тыва, Бурятия.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27590 от 15 января 2018

Заголовок в газете: «Горячие» и «холодные» контакты Ксении Собчак

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру