Шпионка, потому что русская: любить Россию подозрительно

Как из политического узника превратиться в шпиона ГРУ

В Швеции у меня было самое анекдотичное свидание в моей жизни. На вечеринке в доме политика из Социал-демократической партии (шведский аналог «Единой России», только с левым уклоном) я познакомилась с пресс-секретарем Левой партии. Это бывшая Коммунистическая партия, которая на фоне остальных партий считается довольно смелой. Мы мило провели вечер, обсуждали политику, литературу, марксизм, Россию, Швецию и американский империализм, и между делом пресс-секретарь сообщил мне, что разведен, живет с кошкой, у него большая кровать ИКЕА, и заранее поинтересовался, нет ли у меня аллергии на кошачью шерсть. В общем, мы друг другу понравились и решили как-нибудь поужинать вместе.

Как из политического узника превратиться в шпиона ГРУ

Но банальное свидание неожиданно превратилось в пародию на шпионский детектив. Кто-то из партийных коллег сказал пресс-секретарю, что я, должно быть, шпионка. Просто потому, что русская. И весь ужин мой визави, такой романтичный прежде, сидел как на иголках, то и дело переспрашивая: «Ты правда шпионка, Лиза?». Было непонятно, как на этот вопрос отвечать: и да, и нет звучали бы одинаково глупо, так что оставалось только смеяться. Я предложила ему не пить много и не рассказывать лишнего, расслабиться и получать удовольствие от вечера. Но у него это не очень выходило, и, пожалуй, впервые мужчина рядом со мной так сильно дрожал, что едва мог удержать бокал. Несколько раз пресс-секретарь порывался уйти, потому что ему, как сотруднику риксдага, нельзя проводить время с разведчиками (уж не знаю, прописано это в трудовом договоре или выдана устная инструкция). Каждый раз, когда я, забывшись, заводила разговор о политике, он бледнел и ронял вилку из рук. Люди, сидевшие за соседними столиками, прислушивались к разговору, смотрели на «шпионку» с любопытством, и вся ситуация совершенно не казалась им анекдотичной или абсурдной. Больше с пресс-секретарем мы не виделись.

Для многих русских Швеция — это лишь одна из европейских стран, где-то на севере, с которой даже нет общей границы. Швеция не занимает большого места в информационном пространстве, и наши СМИ вспоминают о ней, когда хотят показать «ужасы загнивающего Запада» — миграционный кризис (которого нет) или тяжкую долю шведских мужчин. Зато в Швеции о России все время говорят и пишут, к ней есть пристальный интерес и большие опасения, здесь все время ищут российские подводные лодки и ловят русских шпионов. Живя в Швеции, и сам заражаешься этой манией преследования. Увидев в небе несколько военных вертолетов, я тоже первым делом решила: «Русские идут!». И долго искала в Интернете, не залетел ли какой-нибудь наш самолет или не заплыла ли подводная лодка на территорию этой благословенной страны.

Один мой знакомый — Саша, уехавший в Швецию еще школьником, работает в кинобизнесе, довольно успешно интегрировался в шведское общество, носит шведскую фамилию и даже внешне похож на шведа. У него есть друзья среди шведских военных, которые каждую осень ищут в Балтике русские подводные лодки. Когда Саша звонит им и шутки ради интересуется координатами, друзья пугаются и сворачивают разговор. У шведов чувство юмора в принципе отличается от нашего, а когда речь идет о русских, оно и вовсе пропадает.

Несмотря на внешнюю политику России, искренне верить, что русские станут захватывать Готланд, — некоторое безумие. В конце концов русских граждан на Готланде нет, их и во всей Швеции-то немного, так что даже референдум там проводить не с кем. Но все военные программы и учения, «русская угроза» и многочисленные сценарии нашего вторжения — это, во-первых, бюджеты на армию (вряд ли военные захотят признать, что траты на них можно безболезненно сократить), а во-вторых — аргумент в пользу вступления в НАТО. Многие граждане Швеции очень болезненно относятся к желанию политиков присоединиться к альянсу, потому что весь безумный ХХ век Швеция сохраняла нейтралитет и прекрасно себя в этом статусе чувствовала, и нужно как-то убедить всех, что это необходимый шаг на фоне пресловутой русской угрозы.

В шпионы здесь записали даже собственного дипломата Сверкера Острёма, который служил в посольстве в Советском Союзе в 40‑е годы. Острём потом работал в США, был послом Швеции во Франции и представителем в ООН. Но любовь к России пронес через всю жизнь и все состояние завещал своему фонду, адресованному русским молодым людям. Каждый год фонд приглашает молодых журналистов, активистов, экологов, археологов из России в Швецию для обмена опытом. Недавно вышла его биография, в которой автор без обиняков (и доказательств) утверждает, что Острём сотрудничал с КГБ. Любить Россию — это как-то подозрительно.

В Швеции уже пять лет отсиживается координатор «Левого фронта» Алексей Сахнин, получивший убежище по «болотному делу». Первое время его здесь хорошо принимали, приглашали в риксдаг и на конференции, публиковали во всех газетах. Молодой политик мог бы сделать карьеру в левом или правозащитном движении Швеции, пока не случился Майдан и все, что за ним последовало. Сахнин отправился в Украину делать репортаж для одного из шведских изданий и написал то, что видел, — об ультраправых, националистическом повороте, коррупции, преследованиях и убийствах. Можно не соглашаться с позицией Сахнина по Крыму (я не соглашаюсь), можно спорить, стоит ли писать о творящемся в Украине, играя на руку российской пропаганде (я не пишу, но, может, в отличие от Сахнина я просто трушу), но в любом случае он не сказал ничего такого, о чем сейчас уже не пишут зарубежные журналисты сами.

Но на этом карьера Сахнина в Швеции закончилась, и теперь он моет посуду на пароме. Вместе с сотрудничавшим с ним переводчиком Пером Линдером Сахнина записали в русские шпионы, назвали врагом Швеции и обвинили в работе на русскую разведку. Journal of Strategic Research выпустил статью «Русская пропаганда. Случай Швеции», где его называют сотрудником ГРУ. Из политического беженца, преследуемого путинским режимом, он превратился в «высокопоставленного агента путинского режима, которого послали в Швецию с заданием повлиять на шведских левых политиков». И это несмотря на то, что статей об Украине у него намного меньше, чем статей о России. В миграционный департамент даже пришло несколько писем от «доброжелателей», предостерегавших давать Сахнину вид на жительство и предлагавших выслать его обратно в Россию (где ему грозила тюрьма). Интересно, что авторы доносов чаще всего были русскими и украинцами — все-таки традиция доносительства очень сильна у наших народов.

Ирония в том, что в России Сахнина и весь «Левый фронт» называли агентами западных спецслужб, а в «Анатомии протеста» их обвиняли в том, что они заключили сделку с западными правительствами, пообещав отдать часть российских территорий после госпереворота. Да и самого Мартина Крага, автора статьи в Journal of Strategic Research, считали шпионом, работающим на госдеп. Шпионы, шпионы, кругом одни шпионы…

Есть в Швеции и еще один «русский шпион», некто Егор Путилов, когда-то сотрудничавший с «Экспертом» и другими российскими изданиями и получивший убежище в Швеции (скорее всего, как представитель сексуального меньшинства, если он только не приврал о себе в миграционном ведомстве). Этот персонаж действительно очень сомнительный, никто не знает его настоящего имени (он менял его несколько раз), никто не знает его реальной биографии, а его следы в России теряются. Журналисты Dagens Nyheter — одной из самых уважаемых газет Швеции, провели целое расследование, выяснив, что Путилов (точнее тот, кто так себя называет) въехал в страну по «левому» паспорту. Место рождения в нем было указано Люксембург — не страна в Европе, а село в Дагестане, но это явно было выбрано намеренно, чтобы запутать европейцев. Путилов все время утверждает, что его жизни угрожает опасность, поэтому он скрывает свое настоящее имя, но от кого исходит эта опасность, никто не знает. В Швеции Путилова встретили как родного, ему тут же нашли работу — сначала в миграционной службе, затем в СМИ и даже в риксдаге (он работал на националистическую партию «Шведские демократы»), и его карьера складывалась как нельзя лучше. Правда, потом разразился скандал: он опубликовал фейковую статью на тему миграции под вымышленным именем, но его быстро раскрыли. Теперь перед Путиловым закрыты двери приличных изданий, он работает в ультраправых интернет-СМИ и пишет исключительно на тему мигрантов. Впрочем, это типично для выходцев из России. В русскоязычных группах в Фейсбуке наряду с поиском работы и жилья мигранты — важнейшая тема, и — сами недавние мигранты — русские призывают закрыть границы для приезжих.

Скандал с Путиловым очков России не добавил. Глава либеральной «Партии центра» Анни Лёёф даже заявила: «Очевидно, что русских нельзя пропускать через границу, равно как и в коридоры риксдага». Даже если Лёёф имела в виду лично Путилова или государство как организованную силу, а не нацию в целом, прозвучало сильно. Сказала бы она это о жителях Финляндии, Чили или Эритреи, ее карьера бы на этом закончилась.

Я не отрицаю, что наши шпионы есть в Швеции. Почему бы им там не быть. Вот только явно не среди журналистов, беженцев и шведских дипломатов. Искать их нужно не там, где пропаганда, а там, где капитал. Они наверняка работают в крупных компаниях, кровно заинтересованных в снятии санкций и сотрудничестве с Россией, но в этой сфере никаких расследований почему-то не проводится. И, возможно, они вовсе не русские, а очень даже шведы. Вместо этого в шпионы записываются все, кому не посчастливилось (или посчастливилось) быть русским по национальности. В Швеции, к примеру, проигнорировали даже тот факт, что шведский мобильный оператор во время протестов в Москве глушил сигнал в районе Пушкинской площади наряду с российскими операторами, оставив митингующих без связи. Довольно позорный факт для страны, занимающей одну из самых высоких позиций в мировом рейтинге свободы слова. А то, что в отчетах и расследованиях ведущих экспертов вместо настоящих лоббистов присутствуют только козлы отпущения, в общем-то вредит самой Швеции. Если шведская разведка использует в своей работе такие некомпетентные, высосанные из пальца расследования, то безопасность страны явно под угрозой.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27752 от 9 августа 2018

Заголовок в газете: Русские шпионы в Швеции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру