Разграничение или конфликт: вопрос о будущем Косова может зайти в тупик

Диалог о перспективах решения территориального спора активизировался на Балканах с риском

Импульсом к очередному всплеску оживления многолетнего спора о принадлежности Косова стало громкое заявление президента этого самопровозглашенного государства Хашима Тачи о необходимости так называемой «корректировки границ». По сути же корректировка в его понимании предполагает добавление к фактически отнятым у сербов землям еще трех муниципалитетов, жители которых якобы выступают за вхождение в состав Косова.

Диалог о перспективах решения территориального спора активизировался на Балканах с риском

«Запрос политических лидеров из Медведжи, Прешевы и Буяновца официально оформлен, и я его представлю в Брюсселе», - заявил лидер косовских албанцев. – «Будет тяжело, практически невозможно. И если мы чего-то добьемся, это будет чудом. Если же результата не будет – по крайней мере, мы попытались. Нельзя упускать момент».

Упомянутые политиком сербские муниципалитеты расположены в непосредственной близости от Косова. В Медведже и Буяновце численность албанского населения составляет 20-30%, в ряде прешевских сел достигает 80%. После того, как в девяностых годах лидеры автономного края Косово, где на тот момент проживали преимущественно албанцы, потребовали отделения от Сербии и провозгласили независимость в 2008, эти районы не раз назывались албанскими политиками следующей территориальной претензией косоваров. И вот, такое намерение официально озвучено косовско-албанской стороной.

В свою очередь сербский президент Александр Вучич впервые четко обозначил свою позицию относительно будущего Косова. Правда, сделал он это не в ходе обращения к нации и даже не на пресс-конференции, а как бы мимоходом, на церемонии открытия мясокомбината в провинциальном городе Шид. Глава государства заявил, что является сторонником «разграничения с албанцами» на Косово. Речь, очевидно, идет о территориальном разграничении, которое предполагает в перспективе фактический раздел края. Четыре северных муниципалитета, где сегодня компактно проживают сербы, могут остаться под сербским влиянием, а центральная и южная части Косова будут контролироваться албанцам. Логика такого подхода понятна: лучше вернуть себе что-то, чем ничего, и поскорее завершить затянувшийся территориальный спор, мешающий Сербии стать полноправным членом ЕС.

Более того, уже несколько лет в политических кругах возникают предложения о размене территорий. Такой путь предполагал бы рокировку: север Косова с его православным населением вернулся бы к Сербии, а «малозначимые» в экономическом и культурном плане муниципалитеты крайнего юга Сербии (Буяновац и иже с ним) отошли бы косоварам.

Но варианты разделения Косова не устраивают как албанцев (которые не собираются возвращать ничего), так и Сербскую православную церковь. Церковные лидеры справедливо полагают, что, сфокусировавшись на возвращении севера, политики откажутся от сербского наследия на юге и в центре края, как и от ответственности за судьбы нескольких десятков тысяч проживающих там сербов.

Таким образом, политическая дискуссия относительно будущего Косова обострилась, обнажив неразрешимые на сегодняшний момент противоречия. Албанцы претендуют на новые территории, не желая проститься с занятыми ранее и напирая на то, что проведут процесс присоединения к себе земель «мирно и прозрачно». Церковь напоминает историческую подоплеку: с 12 века Косово было духовным центром сербского государства, где в средние века происходили наиболее значимые для страны события. О православных истоках в крае говорит и полное название Косова и Метохии: «метох» – монастырская земля.

Политическое руководство Сербии вынуждено лавировать между желанием угодить избирателям (подавляющее их большинство прощаться с Косово не намерено) и необходимостью поскорее уладить затяжной конфликт. Чиновники из Евросоюза нетерпеливо подчеркивают, что политическое урегулирование косовского кризиса – обязательное условие для вступления Сербии в ЕС.

Что касается вероятности участия российских и американских политиков в обострившемся на Балканах споре, о ней высказался первый вице-премьер и глава МИД Сербии Ивица Дачич: «Вопрос о поддержке США и Россией разграничения с албанцами ставить рано, поскольку возможность того, что дело дойдет до каких-то договоров по вопросу о Косово и Метохии вообще далека».

Белград.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру