Следили за действом и политические обозреватели, например, украинский медиаэксперт и предприниматель Анатолий Шарий, который в эфире телеканала NEWSONE сказал, что парад военной техники был не боле чем личным отчетом президента Украины Петра Порошенко и представлял важность лишь для него.
«Я отношу себя к наблюдателям, т.к. не могу даже прийти на парад. Я наблюдаю за СМИ, за разгоном тезиса, что "парад важен, это наше все, и мы покажем всему миру и стране-агрессору". Но, давайте честно, всем в принципе плевать на наш парад. Хотя украинская власть и заявляет, что Украина - часть Европы, но она не воспринимается так в самой Европе» (Шарий является политическим беженцем в Евросоюзе. - «МК»).
И далее: «Я просто вспоминаю, как все смеялись над российскими парадами. Как говорили, что парады это "пережитки советского прошлого", что это бряцанье оружием, что вот, заглохла армата... Просто идет слишком быстрый возврат к тем самым старым временам, от которых так долго открещивались».
Кто такие «мы»? Возможно, Анатолий Шарий имел в виду не так давно перебравшихся в Киев российских журналистов, не жалевших творческих сил на бичевание советского наследства. Например, ежегодного празднования 9 мая. Вот некоторые цитаты «переселенцев»:
2016 год: «Сегодняшний «бессмертный полк», самое мягкое, можно назвать «парадом дураков». Глупость, выстроенная в толпу. Этот стадный инстинкт достоин только презрения».
2017 год: «Кремлевский «Бессмертный полк» в Киеве надо запретить не как акцию памяти, а как акцию солидарности с Российской Федерацией. Ее организаторов надо привлечь к ответственности, обнародовать их прямые и тесные связи с властями и спецслужбами страны-агрессора и судить. Это работа наших спецслужб, которую они не выполняют, а потом обменять на украинских политических узников в крымских и российских тюрьмах. Я знаю, что ничего из этого не будет сделано. Наемники Кремля пройдут, как хотят, здесь, а наши узники будут сидеть там. Если страна воюет, она должна уметь защищаться, как защищали нас те, кто не дал нацизму уничтожить наше будущее, и те, кто отчаянно, до конца, боролся за Украину против палачей из НКВД. Их память стоит того, чтобы ее не оскорбляли такими шествиями».
В день 27-летия независимости Украины один из бывших российских журналистов тоже не молчал. Его YouTube-репортаж о параде в Киеве к вечеру просмотрели около 4 тысяч зрителей. Реплики вплетались в звуки военных маршей и произносимых с трибуны речей, как ленты в девичью косу.
«Я вмешаюсь в трансляцию: ватники, так приятно, что вас это бесит. Это очень приятно. Вот только ради этого стоило этот парад проводить, не говоря уже о наших солдатах и ветеранах, для которых парад — это встреча с гражданами своей страны. А вас пусть это бесит дальше. Очень приятно, что вас так выкручивает. Продолжаем трансляцию».
«Пусть все видят: кто придет с оружием в Украину, того не будут здесь хлебом-солью встречать. Имейте в виду на всякий случай».
«Мы смотрим трансляцию парада, мнения уродов нас не интересуют. Это наш День Независимости».
По-разному реагирующий на милитаризм в Москве и Киеве журналист не одинок в своей последовательности. В июле российские социальные сети активно обсуждали рок-группы, отказавшиеся выступать на фестивале «Нашествие» по соображениям пацифизма - партнером рок-фестиваля с 2013 года является Министерство обороны России. При этом некоторые группы ранее принимали участие в украинских концертах и даже собирали деньги бойцам АТО.
«Что касается «Элизиума» и «Порнофильмов», их принципиальность заканчивается там, где заканчивается граница России. Например, на фестивале «Файне місто» обе группы с удовольствием играют (в случае «Элизиума» уже не первый раз), и начиная с 2014 года активно собирают помощь бойцам АТО», - писал один из комментаторов.
Другие отмечали, что из числа принципиальных рок-музыкантов свою позицию смогли обосновать участники группы Distemper: «У них старая школа субкультурного «назло маме отморожу уши». Логичным был отказ от совместного с российским Министерством обороны выступления украинской группы «Пошлая Молли». Чего не скажешь о Монеточке, и не только о ней.
Пацифизм не признает государственных границ — спросите об этом у доживших до наших дней зрителей легендарного фестиваля Woodstock 1968 года, протестовавших против войны Америки во Вьетнаме и против войны как таковой. Но некоторые российские пацифисты, кажется, и здесь открыли «особый путь». Их миролюбие ограничивается рубежами России, за которыми сладкие звуки песни «дурачка на холме» сменяются грубым криком ястреба.