Новые испытания Путина

Региональные выборы-2018 стали скрытым референдумом о доверии президенту

Единый день голосования проходит в нашей стране уже седьмой год подряд. Но я давно не припомню момента, когда российская политическая элита ждала бы его с таким хорошо скрываемым, но все равно ярко выраженным волнением. 9 сентября 2018 года — не просто день, по итогам которого должны определиться обладатели должностей мэра Москвы, губернатора Подмосковья, руководителей 24 других регионов и множества депутатских кресел. 9 сентября 2018 года — день, когда впервые после запуска пенсионной реформы значительная часть населения России получила шанс «сказать свое веское слово» о действиях власти. Конечно, региональные лидеры имеют к повышению пенсионного возраста лишь очень опосредованное отношение. Но это частности, которые не имеют никакого значения. Значение имеет вот что: во второе воскресенье сентября в России де-факто вновь прошел референдум о доверии внутриполитическому курсу Владимира Путина.

Региональные выборы-2018 стали скрытым референдумом о доверии президенту

За возможным исключением Путина никому, естественно, сейчас не ведомо, кто в 2024 году станет новым президентом России. Но кто бы ни оказался таким новым обладателем «шапки Мономаха», он точно будет испытывать немалую радость от того факта, что ему не нужно будет принимать решение о повышении пенсионного возраста. Взвалив на себя весь груз политической ответственности за это тяжелое, заведомо непопулярное, но тем не менее необходимое решение, Владимир Путин очень сильно облегчил участь своего сменщика. А еще ВВП очень точно выбрал момент запуска реформы с точки зрения сегодняшних политических реалий: о грядущих изменениях было объявлено сразу же после триумфальных для Путина результатов президентских выборов, в момент, когда свежеизбранный глава государства обладал максимальным объемом политического капитала.

Выборы 9 сентября 2018 года должны показать: какой объем такого политического капитала был потрачен за минувшие месяцы. Конечно, в избирательных бюллетенях в это воскресенье не было ни фамилии Путина, ни тем более вопроса «как вы относитесь к пенсионной реформе?» Но и то, и другое присутствовало в головах избирателей. Все уже давно свыклись с мыслью, что губернаторы в России — часть единой вертикали власти, на вершине которой восседает президент. Голосуя или не голосуя за того или иного претендента на должность руководителя своего региона, граждане одновременно высказывали свое отношение к качеству работы всей российской государственной машины, к глубине проработки пенсионной реформы, к тем смягчающим мерам, о которых объявил Путин в самом конце августа.

Каким окажется это отношение? Как по сравнению с 2013 годом изменятся показатели на выборах мэра Москвы? Как поменяются показатели других воевод-ветеранов, какие результаты покажут те и.о. губернаторов, которые борются за свои должности в первый раз? Удастся ли официальной оппозиции воспользоваться объективными трудностями власти и захватить хотя бы одну должность руководителя региона? Все эти вопросы важны. Но еще более важно другое: с моей точки зрения, выборы 9 сентября 2018 года станут еще и референдумом доверия общества к самому институту выборов.

Едва я вышел из избирательного участка, как мой мобильный телефон пиликнул. Один из самых ранних друзей детства прислал мне фотографию избирательного бюллетеня, на котором была нарисована мордочка недовольного поросенка. Что ж порча своего избирательного бюллетеня — такое же неотъемлемое законное право гражданина, как и его право отдавать свой голос за любого кандидата или вообще не ходить на выборы. Да и право на чувство юмора в России никто пока не отменял. Но вот не стоит ли нам относиться к своим правам с несколько большей осторожностью? Да-да, я понимаю, что звучит чересчур пафосно и чересчур назидательно. Но давайте смотреть правде в лицо: российская политика медленно, но верно выходит из стадии стабилизации. Перспектива неизбежного окончания путинского правления, накопление «критической массы» сложностей в отношениях с Западом, соскальзывание вниз курса рубля и связанное с ним падение уровня жизни, болезненные социальные реформы — все это, вместе взятое, гарантирует, что в ближайшие годы российский государственный корабль будет плыть через очень бурные воды.

К чему я веду? К тому, что в условиях нарастающей неопределенности институт выборов может стать одним из главных «стабилизаторов», который позволит стране не перевернуться кверху дном и не сбиться с пути. Может стать, а может и не стать. В уже упомянутых мной условиях нарастающей неопределенности всегда резко возрастает привлекательность других форм политической борьбы — форм, основанных на праве сильного, праве тех, кто громче всех кричит и лучше всех умеет манипулировать большими массами людей на улицах и площадях. И нет, я не намекаю на Навального, который перед единым днем голосования-2018 был «заботливо» отправлен на отсидку за свои прошлые «прегрешения». Я намекаю на общий ход российского политического процесса и на сложные препятствия, с которыми этому процессу обязательно придется столкнуться.

Разумеется, сделав подобный тревожный прогноз, я очень сильно залез в будущее, которое может оказаться совсем иным, чем это нам сейчас кажется. Но ведь будущее — это не нечто, что существует где-то в дали. Будущее — то, что в том числе создается прямо здесь и прямо сейчас. И вот с этим-то как раз и связано мое главное ожидание от единого дня голосования-2018. Мне лишь во вторую очередь интересны выборные результаты тех, кто это воскресенье боролся (или делал вид, что боролся) за симпатии избирателей. В первую очередь мне интересно, насколько итоги выборов совпадут с самоощущением страны. Посмотрим, одним словом, в какой России мы проснемся в этот понедельник — надеюсь, что в той, которая пошлет власти четкий и недвусмысленный политический сигнал.

Сюжет:

Пенсионная реформа

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру