«Адмирал Кузнецов» оказался среди самых плохих авианосцев мира

Но России на это, мягко говоря, наплевать

Американское издание Business Insider провело исследование и назвало семь самых худших авиа- и вертолетоносцев, стоящих на вооружении флота различных мировых морских держав. Вторым в этом списке оказался тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (проекта 1143.5).

Но России на это, мягко говоря, наплевать

Честно говоря, странно, что только вторым. Иностранные эксперты чаще всего его записывают в лидеры. Но на сей раз список возглавил китайский авианосец Liaoning. Фактически это старый переделанный еще советский ТАВКР «Варяг». В конце 90-х его продали в Китай, как и противолодочные авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск». Один из них переоборудовали в плавучий отель, другой – в парк аттракционов. «Варяг» тоже хотели поначалу переделать в парк развлечений. Но покупатели передумали. Его обновили, модернизировали, оснастили современным оборудованием и в 2014 году приняли на вооружение китайского флота под именем Liaoning (Ленин).

Третьим из худших оказался таиландский Chakri Naruebet, четвертым - американский универсальный десантный корабль Wasp, несущий истребители F-35B Lightning II. Пятый и шестой — это австралийские вертолетоносцы типа Canberra, Под седьмым номером завершает список неудачников самый новый, самый дорогой, и самый мощный в мире американский авианосец Gerald Ford.

Все эти корабли объединяет то, что все они мало выходят в море, так как почти все время ремонтируются.

Однако, нас в этом случае мало волнуют чужие корабли. Куда больше задевает самолюбие российского обывателя информация про то, что наш авианосец – один из худших. Возникает вопрос: почему? Ведь мы привыкли думать, что наше оружие самое-самое! И уж точно не худшее, а лучшее.

Но с «Кузнецовым» (моряки ласково зовут его «Кузя») дела обстоят иначе. Этому кораблю уже более 30 лет. Его строили на Украине и спустили на воду во времена развала Союза, что сильно сказалось на качестве его постройки. В результате сегодня «Кузнецов» больше ремонтируется, чем ходит в море.

Последний его поход состоялся в 2016 году, когда его послали в Средиземное море к берегам Сирии для участия в совместной операции с ВКС России. С его палубы летчиками морской авиации тогда было выполнено свыше 420 боевых вылетов. Из них 117 ночью.

Но и этот поход сопровождался рядом аварийных ситуаций, что несколько смазало победную картинку. В интернете и всех соцсетях тогда появилось видео, на котором наш «Адмирал Кузнецов», весь окутанный клубами черного дыма, пытается преодолеть пролив Ла-Манш, что стало поводом для злых насмешек блогеров всего мира.

Командование российского флота тогда объяснило, что причина дыма — неполное сгорание топлива в баках крейсера. Знающие моряки подтвердили: топливные баки «Кузнецова» были его проблемой с первых дней его принятия на вооружение. Фактически это — его «родовая травма». Из-за плохого качества металла в этих котлах вечно горели трубки, а потому его без конца приходилось отправлять в ремонт. Последний поход в Средиземноморье не стал исключением. После него «Кузю» снова отправили ремонтировать на 35-й судоремонтный завод в Мурманске (филиал Центра судоремонта «Звездочка»).

Специалисты постоянно спорят: единственному авианосцу российского флота нужен только ремонт, или еще глубокая модернизация? К общему мнению на этот счет прийти так и не удалось

Одни говорят, что корпус у «Кузнецова» крепкий и может служить еще несколько десятков лет. А значит, нужна модернизация: новая система управления, навигационное оборудование, связь, системы вооружения...

Другие считают, что для этого понадобятся не только время, но и десятки миллиардов рублей. Этот корабль таких денег не стоит, так как с появлением в последние годы новых систем вооружения его боевые задачи можно решать другим способом.

И здесь в спор уже вступают военные. Одни отстаивают мнение, что авианосцы – не самая нужная сегодня вещь для обороны страны. Авианосец, как и в целом авианосные группы, необходимы лишь тем странам, которые видят себя в роли мирового жандарма и отстаивают свои интересы вдали от собственных берегов.

В первую очередь это касается США. Так, во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году в Ираке США использовали сразу шесть авианосцев различного класса. За время этой операции, продлившейся порядка 40 дней, с этих авианосцев самолеты выполнили около 18 000 вылетов и сбросили на Ирак 10000 тонн авиабомб.

Во время войны на Балканах в 1990-м Штаты также использовали для бомбардировок Югославии авианосец. Правда, лишь один, так как у них была возможность поднимать свои самолеты с европейских баз НАТО.

А в 2003 году во время войны в Ираке авианосные группы США вообще сыграли решающую роль. После того, как Турция и Саудовская Аравия запретили Вашингтону использовать свои аэродромы для взлета их самолетов, отправляющихся бомбить Ирак, американцам ничего не оставалось, как пригнать в этот регион сразу 8 авианосцев из 12 имеющихся у них на тот момент, что фактически решило исход войны.

То есть, делает вывод ряд наших экспертов, авианосцы — это всегда оружие нападения, но никак не защиты. А разве Россия собирается на кого-то нападать? Нет. Ей куда более необходимо думать о защите своих огромных сухопутных границ. Для нашей страны, уверены многие специалисты, такие корабли, как авианосец, — это не столько реальная необходимость, а, скорее, символ демонстрации державной мощи и военных амбиций. Ну, а так как символ это крайне дорогой, то наличие его в системе вооружений не обязательно.

К примеру, американский авианосец «Джеральд Форд» стоит порядка $13 млрд. Плюс еще 40–50 самолетов авиакрыла стоимостью 75–100 млн каждый. Так, может, куда дешевле, а главное эффективней за эти же деньги наштамповать сотни высокоточных «Калибров», которые так не нравятся ребятам из НАТО и вооружить ими небольшие фрегаты?

К тому же, другой немаловажный факт: ни одна страна в мире, кроме России, не имеет опыта эксплуатации авианосцев в северных широтах, где самолетам приходится взлетать и садиться на обледеневшую палубу. Авианосец — не ледокол, а значит, он не подходит для охраны наших нефтедобывающих платформ в Арктике, за которую уже сейчас развертывается нешуточная борьба. Выходит, место авианосцам лишь в южных морях. А у нас там не так уж много военных и экономических интересов.

Так что вывод напрашивается сам собой: пока у нас есть оружие, о котором недавно в своем послании поведал миру российский президент Владимир Путин, нам не слишком важно, каким в списке самых плохих авианосцев в мире стоит наш единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Пусть он себе в очередной раз спокойно ремонтируется. Военные говорят, что его оснастят новыми ракетно-пушечными комплексами, новыми энергосистемами, после чего он снова вступит в строй. Это должно произойти после 2021 года. Кстати, примерно к этому же времени должно серьезно продвинуться создание таких наших систем вооружения — о них говорил наш президент — которые окончательно поставят крест на любых авианосных ударных группировках, которые на сегодня пока еще являются основой боевой мощи США. После этого американцам придется переоборудовать, как это уже сделали китайцы, свои авианосцы в развлекательные центры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру