Элла Памфилова: признание в любви

Председатель Центризбиркома России отмечает юбилей

С корабля на бал — применительно к председателю Центральной избирательной комиссии РФ Элле Памфиловой это крылатое выражение должно звучать так: с выборов прямо на бал. В понедельник, 10 сентября, Элла Александровна подводила итоги единого дня голосования. А в среду, 12 сентября, глава ЦИК отмечает свой юбилей. Живой классик современной американской политики, бывший государственный секретарь Генри Киссинджер как-то раз в шутку изрек: «Какие-то 90% политиков портят репутацию всем остальным!». Проработав в политической журналистике вот уже больше двух десятилетий, я твердо убежден: работающих не на свой карман, а на страну «нетипичных» политиков гораздо больше, чем это принято считать. А еще я убежден вот в чем: даже на фоне всех других «нетипичных» слуг народа Элла Памфилова является поразительным исключением из правил. Сложно поверить, что успешный политик с таким набором качеств существует в реальной жизни, а не в виде художественного образа из книг.

Председатель Центризбиркома России отмечает юбилей

Уроженка Узбекистана, Элла Памфилова шагнула в большую политику в 1989 году с должности председателя профсоюзного комитета производственного объединения «Мосэнерго». Именно это обстоятельство является, на мой взгляд, ключом к пониманию ее политического стиля. «Элла Памфилова — это живое воплощение всех самых лучших качеств идеального советского профсоюзного деятеля, — сказал мне человек, много лет имевший возможность наблюдать с близкого расстояния за Эллой Александровной. — Главная ее черта — обостренное чувство справедливости. Элла очень искренна и совершенно бескорыстна. Она вгрызается в решение бытовых и жизненных проблем простых и совершенно незнакомых ей до этого момента людей. Она вкладывает в это душу, хлопочет, пробивает, настаивает на решении проблемы и не останавливается, пока не добивается нужного результата».

Обычно подобные романтики не добиваются особо больших успехов в сфере практической политики. Но Элла Памфилова и в этом плане исключение из правил. В ноябре 1991 года Элла Александровна стала министром социальной защиты населения в составе гайдаровской команды. Обычно должность министра огромной страны — синоним крутизны. Но в министерской должности Эллы Памфиловой не было ровным счетом ничего крутого. Уровень жизни граждан России улетел куда-то в глубокое подземелье, а на главу российской системы социального обеспечения обрушился «девятый вал» людского горя.

Столкнувшись с таким «цунами», Элла Памфилова не просто не сломалась, не разочаровалась и не отказалась от своего правила оказывать конкретную помощь конкретным людям. Элла Александровна проявила себя еще и как очень жесткий, умелый и хитроумный министр. Сменивший Егора Гайдара в кресле главы правительства Виктор Черномырдин был настоящей «политической глыбой»: вытрясти из него деньги, если он не хотел их давать, было невозможно. А вот интеллигентнейшей Элле Памфиловой это раз за разом удавалось. «Мне кажется, что Виктор Степанович ее не только уважал, но даже немного боялся, — поделился со мной воспоминаниями отставной правительственный чиновник. — ЧВС обычно заявлял ей: денег нет! Но она начинала убеждать премьера, давить на чувства, и в конечном итоге Черномырдин часто сдавался и отдавал необходимые указания». Но не надо думать, что Элла Памфилова была просто успешным лоббистом интересов российской социалки. Она уже тогда, на заре ельцинского президентства, выступала за внедрение принципа адресности социальной поддержки, настаивала на том, что помощь от государства должны получать не все подряд, а только те, кто в ней реально нуждается. Полностью этот принцип не внедрен в России даже сейчас…

Элла Памфилова всегда была равнодушна к внешним атрибутам высокого начальственного положения. Она могла не пользоваться своим служебным автомобилем и ходить пешком. На нее никогда не было «папок с компроматом». Никто никогда не мог доказательно обвинить ее в коррумпированности. А еще Эллу Александровну всегда отличала готовность к добровольному уходу с высоких должностей, если работа на них переставала приносить ей удовлетворение. Так, например, случилось в начале 1994 года, когда она убедила Ельцина и Черномырдина принять ее отставку с поста министра.

Совсем уходить из власти Памфилова тогда, правда, не хотела. Она верила в то, что на должности председателя специального совета при президенте она может сделать гораздо больше для российской социальной сферы, чем в министерском кресле. Надежды не оправдались. И тогда Элла Памфилова спокойно ушла сначала в парламентскую, а затем и общественную деятельность. Однако политик с таким набором качеств не мог долго оставаться невостребованным. Как мне рассказал осведомленный источник, в начале путинской эры уважавший и хорошо знавший Памфилову еще по их совместной работе в Верховном Совете СССР Евгений Примаков отрекомендовал ее президенту. Памфилова была назначена на должность председателя сначала комиссии, а потом и Совета по правам человека. 

Там Элла Александровна работала, как всегда, в полную силу — до тех самых пор, пока ее самостоятельность не стала раздражать тогдашнего кремлевского куратора публичной политики Владислава Суркова. Сурков был и остается мастером политической интриги, любителем разыгрывать хитроумные многоходовые комбинации. Ему были нужны «верные солдаты партии», а не люди с собственным мнением и готовностью его отстаивать. Коса нашла на камень. В 2010 году Элла Памфилова поступила в своем стиле и добровольно оставила должность. Но история снова повторилась. Когда в 2014 году стала вакантной должность уполномоченного по правам человека в РФ, ведущие российские правозащитники настояли на кандидатуре Памфиловой.

Долго работать уполномоченным ей, правда, не довелось. Спустя два года Путин попросил Эллу Александровну занять еще более ответственную должность — председателя Центризбиркома. Зачем такая кадровая перестановка была нужна Кремлю — понятно. Предыдущий глава ЦИК, вполне симпатичный в человеческом плане Владимир Чуров, оказался очень плохим политиком и из самых лучших побуждений сделал очень многое для дискредитации возглавляемого им органа. В преддверии последних для Путина президентских выборов авторитет ЦИК надо было срочно поднимать. А кто для этого подходил лучше, чем ветеран многих выборных кампаний и обладатель безупречной репутации Элла Памфилова?

Зачем переход в ЦИК был нужен самой Элле Александровне — вопрос более сложный. В современной России пост председателя ЦИК сродни терновому венцу. Честный, деятельный и компетентный глава надзорного выборного органа неугоден не просто многим, а очень многим. «Неручной» председатель ЦИК мешает жить многим чиновникам, которые ориентируется на принцип «не важно, кто как голосует, важно, кто как считает». «Неручной» председатель ЦИК мешает жить и многим оппозиционерам, которые изображают из себя демократов, но фактически являются вполне себе тоталитарными политическими фигурами. Как председатель ЦИК Элла Памфилова постоянно ходит по минному полю.

Иногда ей не удается обойти особо искусно установленные мины. Так случилось, например, когда в конце 2017‑го Элла Александровна не сумела сохранить самообладание и вступила в публичную перебранку с Навальным прямо на заседании Центризбиркома. Некоторая часть «креативного класса» обвинила тогда Памфилову в отказе от демократических идеалов ее молодости. С моей точки зрения, ничего не может быть дальше от правды. Если Элла Памфилова в чем-то и виновата, то только в том, что она не раскусила вовремя замысла Навального и повелась на его игру. «Главный оппозиционер всея Руси» прекрасно знал, что у ЦИК нет законного права допустить его до участия в выборах. Навальный рассчитывал лишь на скандал и делал все, для того чтобы такой скандал состоялся.

Скандал состоялся. Ну и что, спрашивается? Впереди председателя Центризбиркома России Эллу Памфилову ждет еще много самых разнообразных сложностей. Пусть эпизод ее «боевого столкновения» с Навальным станет для нее «политической закалкой», полезным опытом на будущее. Но вернемся к вопросу, который я задал чуть раньше: что движет Эллой Памфиловой? Что заставило ее «выйти из зоны комфорта» и заняться неблагодарной работой в Центризбиркоме? Я думаю, что это чувство долга или даже особого рода жертвенность.

Элла Памфилова принадлежит к тому типу людей, для которых главной ценностью в жизни является моральная чистоплотность. Ей сложно и некомфортно иметь дело с «мутной пеной» большой политики. Но Элла Памфилова руководствуется принципом «если не я, то кто же?». Среди части российской публики, которая в силу каких-то не очень убедительных причин считает себя особо продвинутой, сейчас очень модно скептически относиться к выборам. Но вот осознают ли эти скептики, что единственной альтернативой выборов является диктатура?

Не утруждайте себя, я знаю, что мне на это скажут: мол, в России и так «диктатура» и «неправильные» выборы. Что ж, с точки зрения того, кто никак не может выборы выиграть, они всегда будут «неправильными». Их не переубедить. А вот тех граждан, кто не занимается циничными политическими играми, убедить можно — в теории. Председатель ЦИК России Элла Памфилова кладет сейчас все свои силы на то, чтобы превратить эту теорию в практику. Успеха вам, Элла Александровна! Бог в помощь!

Сюжет:

Умер Евгений Примаков

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру