В российской Конституции не заметили «бомбу»

Превратить Россию в парламентскую республику или убрать «более двух сроков подряд» можно и без Конституционного собрания

Заголовки газет и интернет-ресурсов, посвященных статье главы КС «Буква и дух Конституции», по-разному трактуют этот опус Валерия Зорькина. Одни пишут, что «Зорькин предложил не трогать Конституцию», при этом выступив «против реформы, но за точечные изменения». Другие сочли главным именно что предложение «точечных изменений». Третьи деталями не заморачиваются — «Основной закон будет меняться», и точка. Разноголосица понятна: глава КС сам сделал все для того, чтобы запутать дело.

Превратить Россию в парламентскую республику или убрать «более двух сроков подряд» можно и без Конституционного собрания

Среди «недостатков» Основного закона, по мнению г-на Зорькина, — отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, «крен в пользу исполнительной власти», а также «недостаточная четкость» в распределении полномочий между президентом и правительством, между центром и регионами, в определении статуса Администрации президента и полномочий прокуратуры.

Не нравится главе Конституционного суда и «конструкция» статьи 12, где говорится, что местное самоуправление не входит в систему органов госвласти и условно самостоятельно. Глава КС полагает, что муниципалитеты должны и на бумаге занимать то место, которое по факту они давно занимают в стране, — место «нижнего звена публичной власти».

Ничего оригинального, то есть того, чего уважаемый юрист в разное время не говорил и не писал бы раньше, в тексте нет. «Вновь появляющиеся призывы к кардинальным конституционным реформам» он назвал «особенно тревожными» в нынешней «далеко не благополучной социально-экономической ситуации», а недостатки нынешней Конституции 1993 года рождения предложил исправлять «точечными изменениями». Но и точечная правка может оказаться серьезной реформой, потому что речь идет о КОНСТИТУЦИИ.

В ней девять глав. В первой («Основы конституционного строя»), второй («Права и свободы человека и гражданина») и девятой («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») не то что слово — знак препинания невозможно поменять без специально созванного Конституционного собрания. Никто не знает доподлинно, что это за собрание такое и с чем его едят, потому что соответствующий федеральный конституционный закон за 25 лет так и не удосужились принять.

Но без Конституционного собрания нельзя ввести в России государственную идеологию — потому что о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной и государственной», говорится в главе первой. Исчерпывающий перечень органов и структур, которые «осуществляют государственную власть в России», тоже там, это президент, правительство, парламент и суды, и если кому-то захочется дополнить его каким-нибудь Госсоветом, нужно Конституционное собрание. Без него не получится превратить Россию из хотя бы формально федеративного государства в унитарное, упразднив национальные республики. И уж тем более целиком переписать Конституцию, заменив ее на новую!

Кстати, и столь нелюбимая главой КС статья 12 про местное самоуправление — в первой главе Конституции.

Зато главы с третьей по восьмую можно переписывать вдоль и поперек при помощи обычных федеральных конституционных законов, принимаемых двумя третями голосов обеих палат парламента. Но как раз в этих главах говорится о полномочиях субъектов РФ и федерального центра, президента, парламента, правительства, о порядке избрания или формирования высших органов власти и о принципах формирования судов!

То есть федеральным конституционным законом можно сделать Россию из президентской республики парламентской, сократить или увеличить объем полномочий главы государства, убрать слова «более двух сроков подряд» из статьи про допустимо возможное время пребывания одного человека на высшем посту в государстве, упразднить Думу или Совет Федерации, превратив парламент в однопалатный…

Много чего можно сделать, особо не заморачиваясь, пока парламент тотально контролируется Кремлем. В Госдуме, например, у «Единой России» 341 мандат, а для принятия конституционного закона хватит и 301 голоса.

Именно федеральным конституционным законом по инициативе президента Дмитрия Медведева срок президентских полномочий в 2008 году увеличили с 4 до 6 лет, а срок полномочий депутатов Госдумы — с 4 до 5 лет. А в 2013 году по инициативе президента Владимира Путина так переписали сразу 9 статей Основного закона, вместо двух высших судебных инстанций (Верховного суда и Высшего арбитражного суда) создав одну, Верховный суд, а право назначать прокуроров субъектов Федерации передав от Генпрокурора к президенту.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, правда, уже сегодня заявил, что глава КС может писать все что думает, но «каких-либо действий в этом русле в Администрации президента не предпринимается».

Но осадочек, как говорится, остался. Над страной, как красное зловещее солнце в финале советского фильма «Неуловимые мстители», встает «проблема-2024». Политологи вслух, а представители политической элиты про себя мучаются вопросом «как?». Потому каждое публично произнесенное высоким должностным лицом слово «про Конституцию» воспринимается именно в этом контексте.

К тому же «точечной правкой» почему-то всегда занимались у нас в год «круглых дат», к 15-летию и к 20-летию со дня рождения. Плохая примета: в декабре 2018 года Основному закону исполнится 25.

Сам глава государства последний раз отвечал на вопрос о Конституции сразу после выборов 18 марта. «Пока я никаких реформ не планирую конституционных», — вот и все его слова. Обращает на себя внимание слово «пока». Особенно если вспомнить, что в 2008 и в 2013 годах общество заранее предупредить забыли…

А пуганая ворона и куста боится.

Читайте материал «Почему глава КС «поднял руку» на Конституцию»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27806 от 11 октября 2018

Заголовок в газете: Конституция в «точечку»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру