Мысли простых украинцев про автокефалию: «Меня не касается»

Независимость церкви принесет Порошенко лишь небольшие дивиденды

Вокруг событий, связанных с получением автокефалии украинской церковью, строятся самые мрачные прогнозы. Поведение Вселенского патриархата не оставляет сомнений в том, что Украина получит томос (разрешение) на автокефалию. За этим может последовать захват храмов, подчиняющихся УПЦ Московского патриархата. А как видят ситуацию обычные местные обыватели? Какие у них отношения с церковью?

Независимость церкви принесет Порошенко лишь небольшие дивиденды

То, что церковные вопросы не являются жизненно важными для большинства украинских избирателей стало неприятным открытием для политтехнологов ведущих президентскую компанию Петра Порошенко еще в начале лета. Источник, близкий к АП Украины, тогда называл цифру в 17% «воцерковленных» избирателей, для которых получение томоса хоть что-то значило бы при голосовании за кандидатуру будущего президента.

Собеседники корреспондента «МК» только подтвердили эти цифры.

«Я из греко-католиков, меня это не касается!» - ответила первая собеседница Татьяна, которая оказалась жительницей Львова.

«Мне не нравится предвыборный слоган Порошенко - «Армия, Церква, Мова» (армия, церковь, язык), который сейчас на плакатах по всей Украине, - отозвалась на вопрос Юлия из Киева - Я не хожу в церковь, но дело не в этом. Меня раздражает, что все это происходит в предвыборный год! Всегда все одинаково в этом вопросе - приходят выборы и начинается - вопросы языка, вопросы церкви... Это точно не объединяет население во время войны, которая еще идет на Донбассе. Понимаете, меня? Мне говорят, что церковь - это вопрос столетий! Не мог бы он тогда подождать еще годик до окончания всех выборов, чтобы я понимала, что это действительно всерьез и не к дате?»

«Я из Донецка и на причастия в жизни не ходила. ТакЮ как все - на Пасху, Вербное воскресенье и свечки за упокой и здравие поставить, если храм красивый - рассказывает Ирина, - К церкви отношусь спокойно, она ведь будет у нас такая же как в Болгарии или Сербии? Если им можно, значит и у нас может быть? Ну и, если честно, после того, чего я насмотрелась в Донецке и Славянске в 2014, дочку крестила в Мариуполе в храме киевского патриархата. Очень обиделась за начало войны на московскую церковь»

«А кто такой томос?» - быстро отреагировала на такой же быстрый вопрос мой следующий собеседник.

«Украина очень большая страна, и это достойное решение - быть со своей церковью! - пояснила мне свою позицию Наталья Игнатенко, жительница Мариуполя, - Плюс отделить еще дальше русских от нас. Мы давно не братья и должны жить своей экономикой, страной, развитием и церковью».

Я спросил у Натальи, как зовут ее духовника, и получил в ответ недоуменный взгляд: «Нет его у меня, но я верю в Бога. Мне это дает в како-то степени надежду, что есть высшие силы, которые нас берегут. Не соблюдаю посты, не причащаюсь, по воскресеньям не хожу на службы. Но знаю всю молитву "Отче наш”. Иногда, приходя в церковь, захожу и ставлю свечи за родных— живых и усопших».

Наталья - типичный и самый массовый вид украинского верующего православного человека, который в ответ на вопрос социолога отвечает: «Верую!», но свою «родную» церковь вам правильно не назовет.

Истинно воцерковленных людей очень трудно встретить на улицах Киева или Мариуполя с Краматорском. Всей семьей по воскресеньям ходят в церковь в основном люди на Западной Украине, и они по большей части греко-католики.

Церковный вопрос может стать одним из главных для населения, только если начнутся массовые силовые противостояния вокруг лавр и церквей с участием боевиков со стороны. Большого количества молодых и крепких людей на службах в храмах обычно не видно - их могут прислать туда исключительно политики в ответ на призывы церковный иерархов...

Нашел любопытную статистику по Донецкой области: в «довоенное» время там православные приходы составляли только 42% от общего числа религиозных общин (в абсолютных цифрах это - 762 храма УПЦ МП) на регион с 3,5 миллиона человек в списках избирателей.

Остальное пространство было заполнено многочисленными протестантскими церквями, мусульманами, понемногу католиками и иудеями и, как ни странно, довольно мощной сетью кришнаитов.

Украинское религиозное законодательство строилось под влиянием Запада, и оно крайне либерально по сравнению с российским. За 27 лет жизни в независимой Украине религиозный ландшафт страны очень сильно поменялся. И сильнее всего, кстати, это произошло на востоке - 25 % протестантских приходов страны были сконцентрированы в Донецкой и Луганской областях.

Может быть, поэтому на улицах страны, в отличие от зала Верховной рады, людей, имеющих твердое мнение о процессе создания единой Украинской поместной православной церкви и знающих все этапы получения томоса, встретить с налета довольно трудно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27808 от 13 октября 2018

Заголовок в газете: Избиратель Порошенко не впечатлился «завоеванием томоса»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру