За пост президента Грузии будут бороться советский и французский дипломаты

В Закавказской республике ждут реванша Саакашвили

В Грузии пройдет второй тур президентских выборов. По итогам первого ни один из кандидатов не набрал более 50% голоcов. Результаты состоявшегося 28 октября голосования должны стать тревожным звоночком для правящей партии «Грузинская мечта»: поддержанный ею кандидат Саломе Зурабишвили опережает кандидата от «Нацдвижения» (партии сторонников Саакашвили) менее чем на один процент. Над Грузией нависла реальная угроза реванша «мишистов».

В Закавказской республике ждут реванша Саакашвили

38,63% — у Зурабишвили, 37,74% — у кума Саакашвили Григола Вашадзе. Разница — 0,89%. Таковы неутешительные для «Грузинской мечты» итоги первого тура. ЦИК Грузии объявил их утром в понедельник по результатам подсчета почти 100% голосов. Разумеется, эти данные будут еще уточняться. Но вряд ли существенно изменятся. На третьем месте кандидат от «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе — 10,97%. «Европейская Грузия» — это тоже «Нацдвижение», только в профиль. Собрано из отколовшихся от основной партии ближайших соратников Саакашвили. Сам этот «раскол» был, вероятно, только тактическим маневром. Бакрадзе уже заявил о поддержке Вашадзе во втором туре. Таким образом, последний имеет все шансы занять президентское кресло.

Самое неприятное, что во имя успеха Зурабишвили рискнул своим авторитетом лидер «Грузинской мечты», миллиардер Бидзина Иванишвили. Накануне голосования он призвал грузин поддержать француженку (Зурабишвили родилась в Париже в семье политэмигрантов из Грузии). И что бы там ни говорили, все же итоги первого тура — это очень неприятный сюрприз для партии власти. По сути, это провал. Это наглядная демонстрация падения не только популярности «Грузинской мечты», но и авторитета ее лидера — олигарха Иванишвили.

Главная причина, как обычно, — головокружение от успехов. Превратив своих оппонентов практически в маргинальную силу, «Грузинская мечта» расслабилась и уступила западным «партнерам», настоятельно рекомендовавшим «не добивать» «мишистов». Не зря ведь мудрые народные сказки предупреждают: если дракона не убить, а только отрубить ему одну из голов, то на ее месте вырастут две новые. Так и случилось. Дракон не был добит, справедливость не была восстановлена до конца. Некоторые функционеры прежнего режима были осуждены, но большинство, в том числе и сам Саакашвили, покинули Грузию. Новое правительство не сумело в полном объеме компенсировать материальные потери пострадавшим от «мишистов». Объемы конфискованных активов были таковы, что полный их возврат поставил бы государство на грань банкротства.

«Грузинская мечта» не смогла оправдать ожиданий избирателей, которые рассчитывали на скорое и радикальное повышение уровня жизни. Восстановление экономики после разрушений, произведенных командой Саакашвили, требуют многих лет усиленной «терапии». А всем хочется жить хорошо уже сегодня.

К разочарованию политикой «Грузинской мечты» добавился неудачный выбор ею кандидата. Поддержка Зурабишвили — это, конечно, недвусмысленный посыл Западу, сигнал, что «евро-атлантический» вектор для нынешних властей Грузии остается приоритетным. Зурабишвили — не прозападный, а просто западный политик: парижанка, французский дипломат, экс-посол Франции в Грузии. От гражданства Франции она отказалась всего лишь за два месяца до президентских выборов. Женщина–президент — это очень хорошо и «политкорректно» сегодня в глазах Запада. Кроме того, Иванишвили связывают с Францией особые отношения: он там долго жил, имел собственность и французское гражданство, от которого впоследствии отказался ради возвращения гражданства Грузии.

На этом, собственно, достоинства Зурабишвили заканчиваются. Ее никак нельзя назвать «пророссийским» политиком: именно Зурабишвили на посту министра иностранных дел Грузии инициировала процесс вывода из страны российских баз. Так что трудно объяснить грузинскому избирателю, чем взгляды Зурабишвили на внешнюю политику отличаются от взглядов кандидата Саакашвили: при ней улучшение отношений с РФ вряд ли наступит.

Если при выборе кандидата «целевой аудиторией» «Грузинской мечты» был Запад, то у «Нацдвижения» — Россия. Точнее, грузинская диаспора в РФ. Григол Вашадзе — не только яркий представитель этой диаспоры в прошлом. Его фигура — это и сегодня воплощение «грузинской мечты», не той, которая у Иванишвили, а настоящей мечты прозападной «элиты» Грузии: жить за счет России и при этом считать себя частью Запада и действовать в его интересах. Вашадзе и его супруга, балерина Нина Ананиашвили, всем обязаны СССР и России. Он — успешный советский и российский дипломат, она — артистка, сделавшая прекрасную карьеру в Большом театре. Утверждают, что винный бизнес этой пары и сегодня связан с РФ. Ананиашвили является «кумой» Саакашвили, крестной матерью его сына. То есть Вашадзе, можно сказать, член семьи экс-президента. Его лоббируют те же силы в РФ, которые в свое время продвигали самого Саакашвили, уверяя Москву, что это «хороший парень». Его поддерживают «российские грузины», те самые, которые в ночь на 8 августа 2008 года в московских ресторанах поднимали тосты за победу Грузии. Если Вашадзе будет избран, шансы «мишистов» на второе пришествие во власть существенно возрастут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27822 от 30 октября 2018

Заголовок в газете: Реванш Саакашвили

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру