Начальник Общевойсковой академии: «Мы учим мыслить и действовать не шаблонно»

Старейшая «кузница» военных кадров отметила 100-летний юбилей

Военная академия имени М.В.Фрунзе, старейшее военно-учебное заведение страны, отмечает 100-летие со дня образования. Накануне юбилея начальник академии генерал-лейтенант Алексей Авдеев ответил на вопросы «МК» о сегодняшнем дне вуза и его перспективах.

 Старейшая «кузница» военных кадров отметила 100-летний юбилей

-Алексей Юрьевич, насколько я понимаю, академия готовит тех, кто будет командовать войсками в операциях. Какие требования к ним предъявляются? Другими, словам, какие командиры нужны армии?

-Требования к офицерам Вооруженных сил существенно возрастают. Современной армии нужны компетентные, образованные офицеры, обладающие глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры, способные принимать рациональные решения в зависимости от складывающейся обстановки, умеющие правильно и всесторонне оценить ее. Армии нужны офицеры способные управлять подчинёнными подразделениями, воинскими частями и соединениями в боевой обстановке.

-И как же учат будущих военачальников одерживать победы? На что делается упор?

-Действительно, одерживать победы – это то, к чему должен стремиться любой командир, военачальник. Академия постоянно находится в поиске, чему и как учить общевойскового командира, каким должен быть сам процесс его подготовки с учётом происходящих изменений в военном деле, новых условий и задач. Неоценимое значение в этом плане имеет накопленный боевой и педагогический опыт.

За 100-летнюю историю академия подготовила десятки тысяч преданных отечеству офицеров, обладающих передовыми военными знаниями, твёрдыми умениями и практическими навыками. Двадцать семь из них стали Маршалами Советского Союза и Главными маршалами видов и родов войск, более шестидесяти – генералами армии и маршалами родов войск. Более 700 выпускников удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России.

Что важно для военачальника? Иметь фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, современное оперативно-тактическое мышление, способность рассматривать действия армий, дивизий, бригад, полков при выполнении поставленных задач, как систему, умело и грамотно управлять войсками в сложной обстановке, уметь верно оценивать эту обстановку и выбирать нужные формы и способы применения сил и средств вооруженной борьбы.

Основной упор в учебе делается на понимание слушателями современных геополитических и геостратегических условий появления новых угроз и вызовов для нашей страны. Разработаны и используются инновации, обеспечивающие развитие у слушателей нешаблонного оперативно-тактического мышления, их обучение нестандартным методам и способам ведения боевых действий, уходу от лобового столкновения и прямолинейных действий. Благодаря этому, наши выпускники отличаются глубокой эрудицией и новаторским стилем мышления, владеют современной управленческой культурой, высоким уровнем теоретической и практической подготовки. Думаю, всё это как раз является залогом побед будущих военачальников, из числа слушателей Общевойсковой академии.

-Российская армия получила боевой опыт в Сирии. Чему он учит? Как применяется в учебе?

-Главный урок - необходимость формирования у слушателей умений и навыков мыслить и действовать не шаблонно, изыскивать неожиданные для противника способы выполнения поставленных задач. В академии создана и функционирует система, которая включает сбор, анализ и обобщение полученной информации о современных способах ведения боевых действий. Основные усилия сосредотачиваются на выработке у слушателей умений и навыков творчески использовать полученные знания и опыт на практике в различных условиях обстановки. Главная задача — формировать у слушателей качества, необходимые для достижения успеха в современном бою, развить способность предвидеть, умение упреждать противника, навязывать ему свою волю, принимать нешаблонные, нестандартные решения, сочетающие разумный риск с хитростью и обманом противника.

-Учебно-материальная база позволяет решать эти задачи?

-Она постоянно совершенствуется. Цель — готовить командиров на современных и перспективных образцах вооружения и военной техники. Активно используются современные компьютерные технологии. В академии есть компьютеризированные учебные аудитории, учебные командные пункты армий, дивизий и бригад с комплексами учебно-тренировочных средств связи, беспилотные летательные аппараты, современное вооружение. Создается информационно-образовательная среда — система информационных и образовательных ресурсов, телекоммуникационных технологий боевой деятельности.

-Используется ли в обучении компьютерное моделирование оборонительных и наступательных операций?

-Это важная составляющая подготовки любого современного офицера. Формирование необходимых для моделирования и проведения оперативно-тактических расчетов умений и навыков у слушателей осуществляется в ходе решения комплексных учебных задач, как в обороне, так и в наступлении. В ходе работы в различных должностях слушателями отрабатываются варианты действий с применением компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения.

-В современных войнах действуют межвидовые группировки, в состав которых входят общевойсковые, танковые, ракетные, артиллерийские части и соединения, силы ПВО, авиации, флота. Как это все учитывается при подготовке командиров?

-Все эти тенденции развития военного искусства учитываются в учебном процессе, как и создание перспективных образцов вооружения, в том числе на новых физических принципах. Война ведется во всех средах. Нет отдельной «сухопутной», «воздушной» или «морской» войны. Пока Сухопутные войска, ВКС и ВМФ не будут должным образом объединены и скоординированы в своих действиях, их максимальная потенциальная мощь не может быть реализована. Следовательно, возникает необходимость их совместного применения в ходе ведения военных действий.

Общевойсковой командир с высшей военной оперативно-тактической подготовкой за время обучения, по сути должен, изучить и знать содержание деятельности подчинённых ему командиров и начальников, имеющих другие военные специальности, а также придаваемых и поддерживающих формирований при создании межвидовых группировок войск.

Для достижения успеха в противоборстве с противником недостаточно располагать силами с требуемой боевой мощью и определенными свойствами. Важно еще и реализовать эту боевую мощь наилучшим образом. То есть усилия всех участвующих в совместных боевых действиях подразделений, воинских частей и соединений должны быть подчинены общему замыслу. В основе замысла совместных действий лежат присущие им формы и способы, которые также должны носить единый характер, приемлемый для всех участвующих сил и средств, и что самое важное под единым командованием.

Именно поэтому слушатели должны обладать знаниями, умениями, навыками и компетенциями в организации и ведении боевых действий в условиях межвидового характера применения Вооружённых сил. Они получают все это в ходе решения комплексных тактических задач.

-Много у вас слушателей-иностранцев?

-В академии проходят обучение иностранные военнослужащие более чем из 30 государств ближнего и дальнего зарубежья. С каждым годом заявок на подготовку военных кадров для иностранных государств все больше.

-«МК» поздравляет академию с юбилеем!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру