Франция в огне: эксперт рассказал, чем грозят Макрону массовые протесты

«Желтым жилетам» власти Франции ответили кнутом и пряником

Суббота, 8 декабря, была объявлена еще неделей раньше «четвертым актом» протестов движения «желтых жилетов». Власти, похоже, попытались извлечь уроки из событий недельной давности, когда центр Парижа оказался во власти разбушевавшейся толпы. Соответственно, были применены как кнут, так и пряник. За «пряник» отвечали уступки правительства, озвученные премьером Эдуардом Филиппом, который пообещал заморозить рост цен на горючее. ЗА «кнут» – полицейское усиление и готовность жестко пресекать нарушения общественного порядка. Были задержаны более 1700 человек, зато нынешняя суббота во французской столицей прошла потише, чем в прошлый раз.

«Желтым жилетам» власти Франции ответили кнутом и пряником

Краткое содержание предыдущих трех актов

Вообще феномен «желтых жилетов» зародился еще в мае, правда, до поры до времени существовал главным образом в онлайн-режиме. Предмет одежды, ставший символом движения, был выбран в качестве такого поскольку по закону, начиная с 2008 года, все водители должны иметь в своих машинах светоотражающие жилеты. Так что у любого автовладельца имеется такой заметный, яркий, недорогой и доступный аксессуар.

К осени, впрочем, протестное движение созрело. Первым актом выступлений «желтых жилетов» стала суббота, 17 ноября, когда по всей Франции на улицы вышли около 300 тыс человек. Главным поводом для недовольства стал рост цен на топливо. Добавим к этому дорожая стоимость жизни вообще и несправедливые, по мнению многих французов (особенно живущих в сельской местности и пригородах), налоговые реформы правительства. И станет понятно, почему люди недовольны настолько, что требуют не только упразднения непопулярных ценовых нововведений, но и отставки президента Макрона.

Второй акт разыгрался в следующую субботу, 24 ноября, в Париже, где в событиях участвовали 8 тысяч человек, протесты переросли в беспорядки, ущерб от которых оценили в полтора миллиона евро.

Самым жарким стал акт III (1 декабря), когда во французской полиции сгорела сотня автомобилей, а актам вандализма подверглась даже Триумфальная арка. По словам мэра Парижа Анны Идальго, ущерб от погромов составил 3-4 млн евро. Были арестованы сотни людей, среди которых оказалось много приезжих из провинциальных городов, а также молодежь из столичных предместий. На прошлой неделе шли суды, выносившие, по российским меркам, не слишком суровые приговоры в отношении участников беспорядков.

Стало очевидно, что власть должна что-то сделать. После консультаций с лидерами политических партий глава французского правительства Эдуард Филипп пообещал на полгода заморозить анонсированное ранее повышение цен на топливо. Однако убедить протестующих сидеть по домам 8 декабря этим красивым жестом не удалось. Тем более, что поводов для недовольства и помимо стоимости горючего хватает: например, реформа образования, вызвавшая протесты среди учащейся молодежи по всей стране.

«Лучше видеть в Париже лошадей, чем броневики!»

И вот настал день IV акта. Численность участников акций «желтых жилетов» 8 декабря оценили в 136 тыс человек, примерно столько же, сколько было 1 декабря. Однако число задержанных гораздо выше, чем было за неделю до того – 1723. И надо сказать, что силы правопорядка Франции попытались в четвертый уикэнд массовых протестов перехватить инициативу. Были предприняты исключительные меры: по всей стране были отряжены 89 тыс сотрудников правоохранительных органов.

Для охраны порядка в столице республики были привлечены 8 тысяч полицейских и жандаров, усиленных бронированными автомобилями. Дюжина выкрашенных в синий цвет броневиков Berliet VXB-170 была впервые выведена на парижские улицы. (Такие же машины были замечены в Марселе и Бордо.) Основным пользователем этих бронеавтомобилей является французская Национальная жандармерия. Berliet VXB-170 оснащены пулеметом и магазинным гранатометом Alsetex Cougar, рассчитанным под различные «несмертельные» выстрелы (дымовые гранаты, гранаты со слезоточивым газом, свето-шумовые, травматические гранаты).

А на парижской рю дю Бретань манифестантов встречала шеренга конной полиции. Как рассказывает очевидец разгона протестующих полицейскими всадниками: «Это было впечатляюще, земля просто тряслась. Но лучше видеть лошадей, чем броневики в Париже!»

Превентивные меры включали перехват любителей острых ощущений, едущих в столицу из провинции. Уже с семи часов утра субботы жандармы и полицейские заняли позиции на автостраде А13 перед въездом в Париж. Проверяли все автомобили, едущие в сторону столицы, стражи порядка осматривали салоны и открывали багажники. Целью было не допустить провоза в Париж оружия. За первые полтора часа были обнаружены сотни противогазных масок, железных прутьев, бутылок с кислотой и алюминий (судя по всему, полагают в полиции, для изготовления самодельных бомб), молотков, тяжелых шаров для игры в петанк.

К полудню субботы вышедшие на Елисейские поля «желтые жилеты» развернули большой плакат с надписью «Добро пожаловать в лакримократию» с явным намеком на слезоточивый газ, которым полицейские щедро «угощали» разбушевавшихся манифестантов. Как сообщает Би-би-си, полиция применяла новую, более эффективную формулу газа. По некоторым данным, это был фосген.

Между прочим, среди «желтых жилетов» появилась голливудская звезда. Ума Турман выложила свое фото в окружении парижских протестующих в Инстаграм. Правда, осталось непонятным, пришла ли она поучаствовать в протестах или оказалась на месте событий случайно.

Несмотря на то, что многие наблюдатели отмечали, что нынешняя суббота по сравнению с 1 декабря, прошла поспокойнее, среди участников протестных акций нашлось немало любителей поразвлечься всеми доступными, но не одобряемыми законом способами.

Опять загорелись автомобили и установленные в преддвери рождественско-новогодних праздников елки. Подпалили ресторан в двух шагах от уже пострадавшей за неделю до этого Триумфальной арки. Опять зазвенели стекла магазинных витрин. Напрасно владельцы торговых заведений прикручивали в пятницу деревянные панели к витринам. Погромщики эти щиты отдирали, а потом использовали как щиты в стычках с полицией.

Как отмечают наблюдатели, полицейские в ходе IV акта «желтожилетных» протестов начали применять новую тактику, действуя более мобильно и выхватывая из толпы опознанных бунтовщиков.

Среди сотен задержанных есть известные (во всяком случае, во Франции) люди. Например, Жюльен Купа, лидер ультралевой группировки Tarnac Nine, прославившейся 10 лет назад актами саботажа на французских железных дорогах. Его поместили под стражу по подозрению в «участии в группе, созданной для совершения актов насилия или разрушений».

Что дальше: ждать ли пятого акта?

«Акт V в руках президента Республики», – говорит один из «желтых жилетов» Бенжамен Коши, встречавшийся на прошедшей неделе с премьер-министром Филиппом.

«Настало время для диалога, – заявил премьер-министр Эдуард Филипп, – Сейчас необходимо восстановить национальное единство».

Что касается президента Республики, то ожидается, что он может выступить с заявлением в понедельник, чтобы объявить о мерах по выходу из кризиса. Пока же он ограничился благодарностью: «Всем силам правопорядка, мобилизованным сегодня, спасибо за проявленные вами мужество и исключительный профессионализм».

Удалось ли властям взять ситуацию под контроль?

«Мне кажется, что пока нельзя делать однозначный вывод, – считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. – Понятно, свою роль сыграли относительно жесткие действия последних дней. Полиция и жандармерия фактически взяли под контроль Париж, начали проводить превентивные аресты и обыски – это демотивирует протестующих очень сильно. Кроме того, некое первичное требование протестующих было удовлетворено. И в этом смысле власть по классике соединила компромисс в отношении умеренных и жесткие меры в отношении радикалов. Технически очень правильная позиция. И поскольку «желтые жилеты» – сетевой проект, у которого нет единого центра, координация и выработка новой стратегии, которая была бы приемлемой для всех групп протестующих, затруднена. Мне кажется, что пока развязка кризиса не наступила, поскольку, во-первых, частично этот кризис перекинулся на Бельгию. Во-вторых, к нему присоединяются какие-то политические радикалы слева и справа, которые хотели бы воспользоваться возникшей ситуацией для максимизации своей политической прибыли. Похоже, что все ждут развития событий в ближайшие две недели в Национальном собрании (парламенте). И в зависимости от того, смогут ли там противники президента Макрона противопоставить ему достаточное количество голосов, или же Эммануэль Макрон продемонстрирует свое полное доминирование, событий пойдут по тому или иному пути. Если Макрон покажет себя хозяином положения, протест, скорее всего, будет купирован, пойдет по нисходящей и войдет в более привычные рамки».

Франция на баррикадах: дикие фото массовых протестов "желтых жилетов"

Франция на баррикадах: дикие фото массовых протестов "желтых жилетов"

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27855 от 10 декабря 2018

Заголовок в газете: Спектакль «желтые жилеты», акт четвертый

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру