Американский эксперт «раздраконил» ВВС союзников: за что досталось «на орехи»

Украинским ВВС поставлен «неуд» без права пересдачи: «старая техника и безбашенное пилотирование»

Авиационный эксперт Блэк Стилвелл (Blake Stilwell) в аналитической статье, размещенной на американском портале We Are The Mighty, обнародовал рейтинг десяти самых худших, по его мнению, иностранных военно-воздушных сил. Десятка «двоешников» выглядит странновато. В нее вошли как ближайшие союзники США, например, ВВС Канады, Мексики или Саудовской Аравии, так и ВВС вероятного противника США — Китая, Ирана или КНДР. Нашлось место в не почетном списке и для военной авиации Украины. «МК» разбирался в логике американского эксперта.

Украинским ВВС поставлен «неуд» без права пересдачи: «старая техника и безбашенное пилотирование»

Лучшими из худших автор определил ВВС северного соседа США — Канады. Чем же военная авиация этой страны не угодила? Оказывается, тем, что Оттава слишком мало заботится о перевооружении своих ВВС. Эксперт раскритиковал вертолетный парк Канады, большую часть которых составляет Bell CH-146 Griffon. По его словам, эта «птица» славится тем, что «вызывала постоянную, изнурительную боль в области шеи у большинства пилотов, которые управляют ею».

Досталось Канаде и за то, что она собирается ограничиться закупкой самолетов F/A-18 «Супер шершень» взамен стареющих CF-18, тогда как остальная часть ее западных союзников модернизируют свои ВВС, заказывая американские самолеты пятого поколения F-35.

Еще хуже, считает эксперт, обстоят дела с военной авиацией у южного соседа США — Мексики. И все потому, что «мексиканское правительство решило не вкладывать капитал в свои ВВС». Штаты слабость мексиканской военной авиации не может не беспокоить, поскольку она, по замыслу американских стратегов, должна участвовать в защите «мягкого подбрюшья» США. Пока же «мексиканские вооруженные силы, включая ВВС, неспособны к защите Мексики от внешней угрозы», - делает неутешительный вывод автор.

За пренебрежение детищем американского авиапрома — самолетом F-35, кроме Канады, досталось от эксперта и другим союзникам США. Это, наверное, в самом деле серьезный недостаток, учитывая, что F-35 в разы дороже F/A-18 и продавать его гораздо выгоднее.

По мнению эксперта, такая страна НАТО, как Греция, тоже запустила свои ВВС. Он припомнил катастрофу греческого «Миража-2000» (производства Франции. - «МК») в апреле 2018 года в Эгейском море, а также неутешительную статистику катастроф в греческой военной авиации. По его данным, в 1990-2018 годах в 81 авиакатастрофе погибли 125 человек.

Из-за недостаточных средств на развитие ВВС, считает, эксперт, греческим ВВС все труднее противодействовать ВВС Турции, с которой у Афин не все гладко в отношениях.

«Турция будет скоро с F-35, как большинство союзников НАТО, в то время, как Греция будет «перехватывать» их с F-16 (разработан в 70-х. - «МК») в лучшем случае и возможно F-4 «Фантомом» (конец 50-х) в худшем случае», не без ехидства написал американский эксперт.

Много претензий содержится в статье по отношению к ВВС двух азиатских союзников США — Пакистана и Саудовской Аравии. Что касается ВВС Пакистана, то, по мнению эксперта, Исламабад слишком мало делает для того, чтобы военная авиация страны не уступала ВВС Индии. Как известно, отношения двух стран трудно назвать безоблачными. Ссылаясь на исследования RAND Corporation, эксперт напомнил, что «у индийских ВВВС было бы превосходство в воздухе в любой войне против Пакистана».

Стоило бы, пожалуй, напомнить, что основу авиапарка индийских ВВС составляют самолеты российской разработки — С-30МКИ. Но американец предпочел об этом не вспоминать.

Особой критике эксперта подверглись шаги Пакистана по модернизации своего авиапарка: «на совместном предприятии с Китаем они создали уцененную версию F-16 — JF-17». Это детище китайско-пакистанского авиапрома, пишет автор, назвали «Истребитель 17 Грубых ошибок». Самолет не может летать на малых высотах, не имеет современной радиоэлектроники и вооружения. Все это делает его бесполезным в противостоянии с самолетами ВВС Индии.

Автор не дает каких-либо советов, но вывод напрашивается сам собой: у ВВС Пакистана один выход: покупайте продукцию «Made in USA», не прогадаете.

А вот военно-воздушным силам Саудовской Аравии, которые, по оценке эксперта, вошли в тройку аутсайдеров вместе с военной авиацией КНДР и Сирии, досталось от него за другое — за бездарное использование боевой авиатехники в войне с йеменскими повстанцами, что приводит к многочисленным жертвам среди мирного населения.

«Мало того, что саудовская коалиция превратила Йемен в район продолжающегося гуманитарного кризиса, никакой объем иностранной помощи не делает ситуацию хоть немного лучше», - пишет эксперт. Он не исключает, что Штатам придется отказаться от помощи саудитам после того, как коалиция использовала бомбу американского производства, чтобы поразить школьный автобус и убить 40 детей.

Проблема не в самолетах ВВС Саудовской Аравии, а в выборе целей, заключает эксперт. И здесь с ним трудно не согласиться.

Не менее жестко охарактеризовал эксперт и украинские ВВС. По его словам, военная авиация Украины не способна оказать помощь войскам в борьбе с сепаратистами на Донбассе. Старые самолеты, доставшиеся Киеву в наследство от СССР, беззащитны от совершенных ракет класса «земля-воздух», которыми располагают республики Донбасса.

Но украинские самолеты, пишет автор, разбиваются и безо всякого огневого воздействия. Он напомнил катастрофу Су-27 на западной Украине, в которой, кроме украинского пилота, погиб американский подполковник Сет «Джетро» Неринг — летчик 194-й боевой эскадрильи Калифорнийской воздушной национальной гвардии. Эксперт также напомнил катастрофу Су-27УБ 27 июля 2002 года на авиашоу, когда погибли 83 человека.

По его оценке, подобные катастрофы - результат либо плохого обслуживания авиатехники, либо плохого обучения, либо «безбашенного» пилотирования. Не исключил он и комбинацию всех трех факторов.

Что касается техники, то здесь эксперт не деликатничал и по полной наступил на больную мозоль украинских военлетов. Самолеты советского наследства — старые и никуда не годятся. «Когда Россия захватила 45 самолетов Су-29 от флота Украины при присоединении Крыма, она, вероятно, сделала Украине огромное одолжение», - едко прокомментировал Блэк Стилвелл.

Фото: facebook.com/Scramblemagazine

Правда, марку оставленных Украиной в Крыму самолетов он назвал неточно. Речь идет об истребителях МиГ-29 на аэродроме под Севастополем. Но в остальном автор прав: несколько десятков имевшихся там истребителей не то что летать не могли, а разваливались прямо на стоянке. Восстанавливать их — себе дороже. Наверное, еще и поэтому Киев и не хочет принимать назад свою крымскую рухлядь.

Оценивая ВВС союзников США, автор, наверное, исходил из той логики: бей своих, чтобы чужие боялись. Но и чужим досталось тоже.

Так, Ирану эксперт припомнил, что его авиапарк до сих пор составляют американские F-14, поставленные шахскому режиму при президенте США Ричарде Никсоне. Раскритиковал он и попытки Тегерана создать собственный истребитель на базе старого американского F-5F

Северная Корея, считает эксперт, тоже достойных ВВС не имеет. Причина в том, что нынешний лидер Ким Чен Ын делает ставку на другое оружие. Очевидно, ракеты. В результате, пишет автор, «северокорейские военно-воздушные силы широко признаны как наименее угрожающая рука северокорейских вооруженных сил». «Его (Ким Чен Ына. - «МК») военно-воздушные силы все еще относительно подобны тем, что использовали его дедушка Ким Ир Сен и китайская Народно-Освободительная армия против сил ООН в последней полномасштабной войне на Корейском полуострове» в 1950-1953 годы.

По оценке эксперта, ВВС КНДР не смогут долго противостоять противнику в возможной войне.

Военно-воздушные силы Сирии эксперт раскритиковал за то, что без поддержки российских ВКС они не смогли что-то противопоставить своим противникам в регионе. «Почти любая власть, существующая в регионе, нарушает сирийский суверенитет на почти ежедневной основе. Израиль, Турция, и даже Дания нарушали сирийское воздушное пространство», - отметил эксперт. Парк ВВС Сирии, по его словам, по времени выпуска и возможностям соответствует временам вьетнамской войны.

Странным выглядит попадание ВВС Китая в военно-авиационные аутсайдеры. Независимые эксперты, напротив, считают, что авиапром Китая развивается быстрыми темпами в перспективе вполне может конкурировать с американским.

Суть претензий Блэка Стилвелла к ВВС Китая — неспособность к глобальным воздушным операциям. Пока у Китая мало самолетов раннего радиолокационного обнаружения и самолетов-заправщиков. Кроме того, по его словам, основу воздушного флота КНР составляет техника, изготовленная по лицензии либо скопированные с зарубежных образцов.

По мнению эксперта, все дело в том, что Китай упустил время, чтобы верно оценить роль ВВС в войнах будущего. Можно сказать, что он стартовал в военно-воздушной гонке после войны в Персидском заливе 1991 года. Только после этого в авиапром пошли инвестиции. Но с точки зрения технологий, пишет он, Китаю предстоит пройти еще длинный путь.

Антирейтинг мировой военной авиации от американского эксперта во многом поучителен. Да, ясно, что эксперт душой более за свой родной авиапром. Но ведь и объективности ему хватает. Например, в оценке авиации «незалежной» или бездарных действий летчиков-саудитов. В Киеве и Эр-Рияде труднее будет назвать такие оценки «пропагандой».

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру