Украинский томос подписан: что ждет Киево-Печерскую лавру

Православная святыня оказалась в центре криминального сюжета

9 января в Стамбуле одиннадцать членов Синода Вселенского патриархата подписали наконец пресловутый томос об автокефалии украинской церкви. С этого момента документ, вокруг которого было поломано много копий, считается окончательно оформленным. В связи с чем вопрос «отжима» церквей, находящихся сейчас в ведении УПЦ МП, становится особо актуальным. Самый лакомый кусочек, конечно, Киево-Печерская лавра, вокруг которой сейчас и разворачивается почти криминальный сюжет.

Православная святыня оказалась в центре криминального сюжета

8 января министр культуры Украины Евгений Нищук в эфире телеканала «Прямой» (близкого к блоку Петра Порошенко) заявил, что из лавры якобы пропали иконы. Также он сообщил, что данные передаются в правоохранительные органы — для возбуждения уголовных дел. Министр не стал уточнять, какие именно иконы якобы «умыкнули», и кто решился на сие кощунство. Нищук лишь высказал предположение, мол, пусть пропажей занимаются следственные органы, да и сами преступления могли совершиться до 2003 года.

«Комментарии берите у Нищука, — заявил «МК» источник в Киево-Печерской лавре. — Наместник занят, и никто у нас ничего комментировать не будет, поскольку не понятно, о чем идет речь. Где пропали иконы — в лавре или в заповеднике (часть лавры имеет статус государственного музея-заповедника - «МК»)? Когда пропали? Какие иконы, и какова их история? Вы тоже не знаете? И мы не знаем! Проверка министерства культуры есть, и она продолжается, с ее выводами, даже предварительными, нас еще никто не знакомил».

В Киеве с 5 января, что ни день, то праздник — подписание томоса, его вручение, его показ в Михайловском соборе в Киеве, вот 9 января очередная дата — подписание томоса всем составом Синода Константинопольского патриархата в Стамбуле. На этом фоне, в отличие от патриархии в Москве, УПЦ МП — в глухой обороне, в основном, отмалчивается. В епархиях созданы чрезвычайные комиссии из епископов и священничества, которые должны пресекать попытки «уйти в раскол», новости обсуждаются очень живо, но тихо — у всех ощущение угрозы и грядущих больших перемен.

«У меня в чате половина однокашников по семинарии, в основном Запорожской и Одесской епархий, все пока держатся, а там как оно будет?» — говорил журналисту «МК» перед Новым годом священник храма в Донецке. С прессой им общаться строго запрещено, но молодой батюшка пытается у журналиста выяснить: «А что дальше?»

На сегодня о своем переходе в ПЦУ заявили около 40 храмов — в основном в Винницкой, Тернопольской, Ивано-Франковской, Черновецкой, Киевской и Херсонской областях. Из более чем 12 тысяч приходов украинской дочки РПЦ. Дальше — лавры, их три. К Святогорской лавре, которая находится в воюющем Донбассе, приступят в последнюю очередь, вокруг нее относительно спокойно. Вокруг Почаевской и Киево-Печерской идет постоянное нагнетание страстей.

Церковь у нас — большой бизнес, большие льготы по коммунальным платежам, по налогообложению, вся торговля изделиями из драгоценных металлов в лаврах в тени, откуда там золото и серебро, десятилетиями никто не спрашивал. Сейчас просто чуть психологически поддавливают, серьезных «наездов» еще не было.

Из несерьезного же — ежедневные «психологические» атаки: со стороны министерства культуры идут заявления о возможных пропажах икон, настоятелю Киево-Печерской лавры владыке Павлу напоминают об активном строительстве прошлых лет на территории «историко-архитектурного памятника» — тут есть 16 объектов, разрешения на строительство которых должно было давать Министерство культуры Украины. СБУ уже открыла дело по статье о «разжигании межрелигиозной вражды» — по поводу брошюры, издававшейся для прихожан в прошлые годы о неканонической раскольнической роли церкви Киевского патриархата. При обыске в загородной резиденции митрополита Павла, только эту брошюру официально и изъяли. В Ровенской области (это рядом с Почаевской лаврой) СБУ открыла против 12 священников дело не только о разжигании межрелигиозной вражды, но и государственной измене.

«Натасканные» на антироссийскую риторику киевские СМИ, конечно же, дружно принялись рассуждать о несанкционированном вывозе неназванных лаврских икон за пределы страны. Почему-то никто из коллег не вспомнил ранее обнародованные членами комиссии выводы о полной сохранности лаврских «досок» (так в просторечии зовут иконы «узкие специалисты» по торговле антиквариатом). Хотя у нас есть некоторые предположения по поводу их судьбы.

В начале двухтысячных, по благословению тогдашнего президента Леонида Кучмы, в самых разных украинских регионах открывались новые храмы. Они воздвигались либо восстанавливались из руин для последующей передачи Украинской православной церкви в духовном единении с Московским патриархатом. Как правило, при открытии и освящении новых храмов УПЦ МП, от имени президента Украины настоятель получал одну из икон, привезенных из Киева. Посему посмеем предположить: якобы «выкраденные» из Печерской лавры шедевры вполне могут радовать взоры простых прихожан где-то в украинской глубинке.

Читайте также: "Порошенко захотел стать помазанником Божьим: вместо президентства"

Сюжет:

Украинский кризис

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27874 от 10 января 2019

Заголовок в газете: Хоть святых выноси

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру