Эпизоды героической биографии Т-34: оружие Победы

Самый массовый танк всех времен народов

Пожалуй, ни один танк в XX веке не снискал такой славы, как советский Т-34. «Тридцатьчетверка» стала символом Победы в Великой Отечественной. Сотни танков установлены на пьедесталах у нас в стране и за рубежом. «МК» попросил ведущего эксперта в области бронетехники, автора первой полной энциклопедии Т-34 Максима Коломийца подобрать наиболее интересные эпизоды из истории Танка Победы.

Самый массовый танк всех времен народов

В начале 1938 года из Испании в СССР вернулась большая группа советников-танкистов, воевавших на танках Т-26 и БТ-5 (первые советские легкие танки. - «МК»). Вывод военспецов: необходимо увеличить толщину брони боевых машин, чтобы она могла защищать от огня противотанковой артиллерии калибром от 37 мм до 47 мм.

***

9 мая 1938 года на заседании в Автобронетанковом управлении Рабоче-Крестьянской Красной армии (АБТУ РККА) рассматривался проект танка А-20 (прототип Т-34. - «МК»). Из решения: «Предложение тов. Павлова (начальник АБТУ. - «МК») о создании заводом №183 (Харьков) гусеничного танка признать целесообразным с усилением бронирования в лобовой части до 30 мм. Башню танка приспособить для установки 76-мм орудия. Экипаж - 4 человека... Принято единогласно».

***

19 декабря 1939 года Комитет обороны при Совнаркоме СССР рассмотрел вопрос о принятии на вооружение и организации серийного производства новой бронетехники. Из постановления: «Организовать производство танков Т-34 на Харьковском заводе №183 имени Коминтерна; изготовить 2 опытных образца танков Т-34 к 15 января 1940 года и установочную партию в количестве 10 штук - к 15 сентября 1940 года; выпустить в 1940 году не менее 200 танков Т-34; довести мощность завода №183 по выпуску танков Т-34 на 1 января 1941 года до 1600 штук». К сожалению, эти планы не были выполнены. С сентября 1940 года фактически началось серийное производство танка Т-34 - военной приемке были сданы первые 37 машин.

***

26 сентября 1940 года харьковский завод №183 получил трагическое известие - умер главный конструктор Михаил Ильич Кошкин. Воспаление легких, полученное по время пробега опытных А-34 из Харькова в Москву в марте 1940 года, не долеченное до конца, дало серьезное осложнение. Кошкину принадлежит ведущая роль в создании, принятии на вооружение и организации производства Т-34. «Он был ярый. Мы так и прозвали его: «Ярый». Именно эта ярость и помогла ему пробить танк», - так вспоминала сотрудница КБ завода №183 Р.Матюхина о Кошкине. Символично, что умер Михаил Кошкин именно в тот момент, когда было налажено производство Т-34. Его жизнь как бы перешла в этот танк.

***

Ход производства танков Т-34 на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) отличался от выпуска этих машин на других предприятиях. 4 марта 1941 года первая партия тридцатьчетверок сталинградской сборки - 30 машин - была отгружена в войска. Их получила 12-я танковая дивизия Киевского особого военного округа. Вскоре СТЗ остался единственным производителем «тридцатьчетверок». В конце лета 1942 года предприятие перестало существовать - фронт проходил по его цехам. Завод как солдат выполнил свой долг до конца.

***

К началу осени 1941 года стало ясно, что необходимо сосредоточить всю танковую промышленность страны в одних руках. 11 сентября 1941 года образован народный комиссариат танковой промышленности (НКТП), с включением в его состав «танковых, дизельных и броневых заводов». Новому наркомату передавались, в частности, заводы в Харькове, Москве, Ленинграде, Сталинградский тракторный, Уральский турбинный в Свердловске, Уральский вагонный в Нижнем Тагиле.

***

Большая заслуга в увеличении выпуска танков Т-34 в годы Великой Отечественной принадлежит академику Евгению Оскаровичу Патону, разработавшему метод автоматической сварки под флюсом. Возглавляемый Патоном Институт электросварки Академии наук УССР в июле-августе 1941 года эвакуировали в Нижний Тагил. Благодаря применению автоматической сварки под флюсом трудоемкость изготовления корпуса танка Т-34 снизилась в пять раз, что позволило только на заводе №183 освободить для других работ 250 квалифицированных сварщиков.

***

К началу 1942 года в Красной Армии имелось 57 отдельных танковых бригад, 1 января 1943 года их было 122, на 1 января 1944-го - 144, на 1 января 1945 года - 148, на 1 мая 1945 года - 147. Начиная со второй половины 1943 года «тридцатьчетверки» становятся основным вооружением танковых бригад Красной Армии, вытесняя при этом другие типы боевых машин.

***

Первые танковые корпуса начали формироваться обороны в марте 1942 года. Всего в корпусе было 100 танков, из них 40 - Т-34. 29 мая 1942 года состав танковых бригад корпуса изменили. Теперь он включал одну бригаду тяжелых танков KB и две — Т-34.

***

Первые танковые армии сформировали весной 1942 года. Начиная с 1943 года соединения, входившие в состав танковых армий, комплектовались танками отечественного производства, а с конца года - только «тридцатьчетверками». Всего в годы войны сформировали шесть танковых армий.

***

Количество «тридцатьчетверок», находившихся в войсках к 22 июня 1941 года, известно приблизительно. Можно с уверенностью говорить о 967 танках Т-34, находившихся в составе танковых частей Прибалтийского, Западного, Киевского Особых и Одесского военных округов. Всего в приграничных военных округах на 1 июня 1941 года было 12 тыс. танков. То есть Т-34 было около 10%. На вооружении танковых частей вермахта к июню 1941 года не было ничего, что по боевым характеристикам могло бы хотя бы отдаленно приблизиться к Т-34.

***

К сожалению, основная часть новых машин, в том числе и Т-34 к 22 июня 1941 года стояла в парках, а экипажи обучались на стареньких легких танках БТ и Т-26. «Тридцатьчетверки» эксплуатировались только в Киевском Особом военном округе, а в остальных стояли на хранении! Недостаток боеприпасов для тяжелых танков KB и средних Т-34 также значительно снижал их огневую мощь и боевые возможности.

***

Из документов 48-го танкового корпуса вермахта после боев под Радзеховым 22-23 июня 1941 года: «...Неожиданным в этих сражениях оказался фанатичный боевой дух русских танкистов. Несмотря на явное превосходство наших танков и противотанковых орудий, вражеские легкие танки, невзирая на потери, продолжают атаки. Уже в безнадежном положении, с разбитыми моторами или порванными гусеницами, они стреляют до последнего снаряда или возобновляют бой после того, как наши танки минуют их. Почти все экипажи найдены убитыми или сгоревшими в своих машинах.. Появились очень быстрые тяжелые вражеские танки с 7,62-см орудие, которые прекрасно стреляют с дальних дистанций (Т-34. - «МК»). Наши танки им явно уступают».

***

Из доклада о боевых действиях 10-й танковой дивизии РККА за период с 22 июня по 1 августа 1941 года: «Экипаж танка, в составе которого были старший сержант Дудник и старший сержант Сероштан, несмотря на то, что снаряды противника заклинили башню танка, продолжал вести бой, давя гусеницами противотанковые орудия и пехоту противника, и из боя вышел последний. Экипаж танка лейтенанта Жибина под руководством старшего лейтенанта Кожемячко в течение трех дней по своей инициативе дрался с танками противника. Получив большое количество прямых попаданий снарядов и имея две сквозные пробоины, экипаж не вывел танк из боя, а продолжал вести борьбу до тех пор, пока не получил прямое приказание командира дивизии отойти и отправить танк в ремонт на завод. Младший сержант Финкельштейн осколками снаряда противника, разорвавшегося в танке, был ранен в лицо, в результате чего ослеп. До выхода из боя он продолжал ощупью находить снаряды и заряжать ими пушку».

***

Из доклада о тактическом применении немецких и советских танковых частей, составленного командованием 23-й танковой дивизии вермахта в начале августа 1942 года, по опыту боев в ходе операции «Блау» (на Курской дуге): «...Фантастический боевой дух русских танкистов: некоторые танки теряют ход, получают 5-6 прямых попаданий, но их экипажи не сдаются и продолжают вести огонь. Для уничтожения таких машин приходится посылать специальные группы саперов-подрывников. Русские сражаются до последнего снаряда и патрона».

***

В контрударе 12 июля 1943 года на Прохоровском направлении, которое многие историки считают кульминацией боев на южном фасе Курской дуги, потери 5-й гвардейской танковой армии за день боя составили с нашей стороны 365 танков и самоходных артиллерийский установок, из которых 230 - «тридцатьчетверки» (141 сгорела, 103 подбито). Большие потери были связаны во многом с появлением на вооружении Вермахта новых танков «Тигр», «Пантера» и самоходок «Фердинанд».

***

Одним из самых известных танкистов, воевавших на Т-34, был экипаж Дмитрия Лавриненко, воевавшего в 1-й гвардейской танковой бригаде. Начало Великой Отечественной войны лейтенант Лавриненко встретил командиром взвода 15-й танковой дивизии, и уже в первых боях подбил 10 немецких танков. К 11 октября 1941 года на счету у воевавшего на Т-34 старшего лейтенанта Лавриненко было 16 танков противника, а к 5 декабря, началу советского контрнаступления под Москвой — уже 47. Свой последний 52-й танк Лавриненко подбил на подступах к Волоколамску 18 декабря 1941 года. В этот же день он погиб от осколка мины, попавшего ему в висок. Лавриненко участвовал в 28 танковых боях и трижды горел в танке. Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко присвоили (посмертно) только в 1990 году.

***

После окончания Второй мировой войны танки Т-34 (точнее Т-34-85) в большом количестве отправлялись на экспорт. Они составляли основу танкового парка многих государств мира до начала 1960-х годов. «Тридцатьчетверки» в разное время состояли на вооружении использовались армиями следующих стран: Австрии, Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Ганы, Гвинее, Гвинеи-Биссау, ГДР, Египта, Израиля, Ирака, Кипра, Китая, Конго, Кубы, Лаоса, Ливана, Ливии, Мали, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Северном Йемене, Северной Корее, Сирии, Сомали, Судане, Того, Уганде, Финляндии, Чехословакии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, ЮАР, Югославии и Южном Йемене. К середине 90-х годов Т-34-85 еще имелись на вооружении Албании (70 машин), Анголы (58 машин), Афганистана, Боснии и Герцеговины, Вьетнама, Гвинеи-Биссау (10 машин), Кубы (400 машин, в частях береговой обороны), Мали (18 машин) и Хорватии.

Читайте также: "В Подмосковье встретили танки Т-34 из Лаоса: легенде прочат кинокарьеру"

Т-34 из Лаоса торжественно встретили на Родине

Т-34 из Лаоса торжественно встретили на Родине

Смотрите фотогалерею по теме

Встречу Т-34 из Лаоса сняли на видео

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Т-34: эпизоды героической биографии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру