Раненых украинских моряков долечат в больницах Москвы

Вице-президент Европейского института омбудсмена рассказала о визите в «Лефортово»

Вице-президент Европейского института омбудсмена Нина Карпачева вместе с российским омбудсменом Татьяной Москальковой посетила пленных украинских моряков в «Лефортово». После их общения было принято решение о переводе Андрея Эйдера, Василия Сороки и Андрея Артеменко в гражданские больницы для дальнейшего дообследования.

Вице-президент Европейского института омбудсмена рассказала о визите в «Лефортово»
Фото: ombudsmanrf.org

Напомним, 25 ноября три украинских судна - два бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь» и буксир «Яны Капу» - пересекли границу России в Черном море и двинулись в сторону Керченского пролива. После нескольких часов противостояния и переговоров российские пограничники с применением оружия задержали корабли ВМС Украины. Три украинских моряка получили ранения. Россия заявляет о провокации со стороны украинских властей. В свою очередь, Киев обвиняет Россию в нарушении Конвенции ООН по морскому праву и Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас все 24 арестованных моряка находится в СИЗО «Лефортово». О том, как прошла встреча «МК» рассказала Нина Карпачева:

- Мы посетили троих украинских моряков, которые были ранены. Убедившись, что проблемы со здоровьем существуют, договорились, что моряков вывезут за пределы СИЗО в гражданские учреждения Москвы. Там им окажут помощь, поскольку в условиях изолятора такое обследование провести невозможно. Начальник СИЗО пообещал подготовить три ходатайства персонально по каждому из трех раненных моряков — это Андрей Эйдер, Василий Сорока и Андрей Артеменко, чтобы определить в каких профильных учреждениях можно провести обследования с последующим лечением и реабилитацией.

- Какие у них жалобы по здоровью?

-Знаете, моряки - народ волевой и просто так никогда не жалуются. Но самый младший из них, 19-летний Андрей Эйдер, не может даже присесть. Он был ранен в ноги и есть проблемы со швами и рубцами. У Василия Сороки тяжелейший отек на руке. Доктор подтвердил, что это связано с повреждением нерва. У Андрея Артеменко проблемы с глазами. У него была контузия, и хотя сейчас он может читать, но один глаз хуже видит и болит.. Для того, чтобы ребята в дальнейшем не стали инвалидами, было принято решение вывезти их на дообследование, чтобы оказать медицинскую помощь.

- В каких условиях они сейчас содержатся?

- Я могу сказать, что условия Лефортовского СИЗО-2 отвечают международным стандартам. Каждая камера площадью 8 кв.м., где находятся по 2 человека. Сделан ремонт, стоят стеклопакеты, которые можно открыть индивидуально изнутри камеры. Это очень важно, потому что иногда бывает, что заключенные не могут получить глоток свежего воздуха. В камерах абсолютно отсутствует тюремный запах. Есть холодильники и телевизоры с 21 каналом. Правда, у двух наших моряков работают не все каналы, якобы там проблема с антеннами, но обещали решить этот вопрос. У ребят есть доступ к библиотеке, поэтому они читают книги. Сорока читает Дэна Брауна «Код да Винчи», Артеменко - книги по морской тематике, а Эйдер взял пособие по немецкому языку, потому что у него есть немецкие корни. Говорят, что настроение у них нормальное, а питание в тысячу раз лучше, чем в «Матросской тишине».

- Встреча была полезной?

- Конечно, вчерашний визит был непростым, но после нескольких попыток я все-таки смогла не просто встретиться с моряками где-то в служебном кабинете, а в камерах. Я увидела отношение к ним персонала и руководства. Оно, к слову, предельно корректное и уважительное. Сейчас мы с Татьяной Москальковой по многим направлениям конструктивно работаем. И я думаю, что мы будем продолжать это сотрудничество, потому что только когда есть диалог, то появляется возможность добиваться позитивных и конструктивных изменений.

- Будете ли в последующем добиваться возвращения моряков на Украину?

- В декабре прошлого года я выступала с трибуны Совета Федерации и обратилась с просьбой проявить милосердие и акт гуманизма, чтобы передать Украине трех раненных моряков. Естественно, было бы идеально, чтобы все моряки вернулись как можно быстрее, но речь тогда шла только о трех. Это могло бы стать первым шагом в выстраивании дальнейшего диалога. Меня услышали? и я получила к ним доступ. Думаю, что Украина будет добиваться передачи раненных и всех моряков, но это надо решать в переговорах с Россией. Здесь необходим диалог, который на межгосударственном уровне, к сожалению, практически отсутствует. Но тем дороже каждый шаг на конкретном этапе.

-Почему, на ваш взгляд, в ситуации с задержанием Украиной моряков судна «Норд» позиция Европейского института омбудмена не была аналогичной?

- Здесь нельзя сравнивать, потому что рыбаки не были арестованы. Подвергся аресту капитан судна «Норд» Горбенко, он провел в Херсонском СИЗО около месяца.. А сам экипаж — нет. У них были задержания в административном порядке, и сравнивать эти ситуации нельзя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру