Социологи скептически объяснили рост рейтингов Путина и его команды

Не весна, а оттепель

Рейтинги президента и его команды пошли в гору, рапортуют провластные социологические службы. По данным ВЦИОМ, рейтинг поддержки Владимира Путина с январских 61 процента к началу марта вырос до 64,3. ФОМ показывает двухпроцентную прибавку за тот же период. Глава ВЦИОМ Валерий Федоров заговорил о развороте прежнего, печального для власти тренда. Однако, по мнению опрошенных обозревателем "МК" социологов, оснований для вздоха облегчения у обителей российского властного Олимпа пока явно маловато.

Не весна, а оттепель

«Процесс снижения поддержки Владимира Путина и аффилированных с ним политических сил, развернувшийся в декабре–январе, прекратился уже в начале февраля, а в третьей декаде февраля развернулся в обратную сторону, то есть сменился ростом такой поддержки, — объявил в своем Facebook гендиректор ВЦИОМ. — Это произошло еще до Послания Федеральному собранию, но Послание его усилило… Это, конечно, может вам не понравиться, буревестники вы мои, но это факт!»

Руководство Фонда общественного мнения обошлось без громких и эмоциональных заявлений, но его цифры говорят сами за себя: выросла поддержка не только Путина, но и премьера, и партии «Единая Россия». Несколько удивляет, правда, то, что последняя из тройки ведущих российских социологических компаний, «Левада-центр», разворота совершенно не заметила.

«Мы пока не увидели тренда, который бы указывал на рост одобрения деятельности Владимира Путина», — сообщил «МК» сотрудник «Левада-центра» Степан Гончаров. Правда, левадовец признает, что конкуренты проводят такие опросы несколько чаще: «Возможно, они заметили что-то, что мы не успели». Но в любом случае, считает социолог, речь идет о незначительных изменениях — в «рамках статистической погрешности». Единственной реальной причиной роста рейтингов он видит недавнее Послание президента: Владимир Путин «сфокусировал внимание на социальной проблематике, что, наверное, было воспринято положительно».

Если это так, то эффект обещает быть кратковременным, предсказывает Гончаров: продолжительность влияния такого рода информационных поводов ограничивается двумя, максимум тремя неделями. Затем, по словам социолога, «повод уходит, и даже если об этом будут говорить на всех федеральных каналах, силы, которая тянет рейтинг вверх, уже иметь не будет». Иной, более устойчивый «драйвер» для роста президентской популярности на сегодняшний день, по мнению сотрудника «Левада-центра», отсутствует.

Похожей точки зрения придерживается ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов: «Не думаю, что можно говорить о радикальной смене тренда. Реально то, что процесс снижения рейтингов затормозился. Во-первых, потому что выдохся прежний мотив, связанный с пенсионной реформой. Второе — возвращается идеология осажденной крепости, снова пошли разговоры о «пятых колоннах» и тому подобном. А это всегда на руку партии власти. На микродистанциях такое торможение может выглядеть как разворот, но надо смотреть, что будет дальше. Пока данных недостаточно, чтобы делать долгосрочные выводы». Объективных предпосылок для разворота тренда, по мнению Бызова, нет: «Социальное положение людей продолжает ухудшаться, а власть пока не может дать на это адекватный ответ».

Старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС Сергей Белановский считает причиной роста рейтингов власти «серьезный перелом в пропаганде», случившийся «примерно месяца два назад»: «С сугубо милитаристского направления она переключилась на социальные вопросы. Власть продемонстрировала заботу о народе, а народ у нас доверчив. Но изменения, во-первых, незначительные: 2–3 процента, на которые поднялся рейтинг, несопоставимы с падением, которые произошло за последний год. А во-вторых — временные. Если не брать во внимание какие-то катастрофические сценарии — вроде, например, вовлечения России в серьезную войну, — при которых люди постараются сплотиться вокруг правительства. Но вероятность подобных событий очень мала».

Если катастрофы не произойдет, то социолог не видит «серьезных оснований для подъема авторитета власти». Главным ограничителем здесь, по мнению Белановского, выступает экономика: «Если бы она росла высокими темпами, можно было рассчитывать на известный эффект: население соглашается на авторитарную власть, обменивая это на растущий уровень жизни. Однако, поскольку этого не будет, думаю, пропаганда очень скоро исчерпает свой потенциал».

В общем, судя по всему, рулевым нашего госкорабля рановато откупоривать шампанское и поздравлять друг друга с оттаиванием сердец россиян. Ситуация в чем-то похожа на описанную в популярном шлягере: «Я думала, что это весна, а это оттепель».

Сюжет:

Пенсионная реформа

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27923 от 12 марта 2019

Заголовок в газете: Не весна, а оттепель

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру