На коллегии Генпрокуратуры Чайка попросил избегать "ошибок при решении судеб"

"Особый порядок" российского правосудия

Генпрокуратура совместно с Верховным судом в ближайшее время разберутся со всеми случаями длительного содержания под стражей бизнесменов, а также с законностью их привлечения к уголовной ответственности. Такое обещание Президенту РФ Владимиру Путину дал генпрокурор Юрий Чайка на расширенном заседании коллегии надзорного ведомства, что состоялась 19 марта. В Генпрокуратуре проанализировали, как применялась специальная норма, карающая за необоснованное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности, введенная в закон еще в 2016 году. Юрий Чайка сделал «очевидный», по его мнению, вывод: «Следователи и руководители следственных органов вовсе не заинтересованы в формировании практики применения данной нормы». Чайка, хоть и пообещал на этот раз, что не станет «подробно останавливаться на вопросах надзора за следствием и дознанием», — все-таки в их адрес на заседании не раз прозвучала жесткая критика.

"Особый порядок" российского правосудия

— Ваша прямая обязанность — вести мониторинг ситуации, связанной с уголовным преследованием представителей бизнеса, и при необходимости оперативно использовать меры прокурорского реагирования. В том числе не допускать безосновательного продления пребывания под стражей или действий, которые ведут к разрушению компаний, к тому, что люди теряют рабочие места, — напомнил прокурорам Президент РФ, который принял участие в заседании коллегии.

Генпрокурор признал, что «бизнес так и не вышел из-под давления правоохранительных органов». За год прокурорами было отменено почти 200 незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела и предъявлении бизнесменам обвинения. Но оценка материалов по экономическим преступлениям, как отметил Чайка, особенно на первоначальном этапе, представляет сложность.

— Здесь многое зависит от добросовестности следователя и наличия механизмов, сдерживающих его от нарушений закона, — заявил генпрокурор.

С механизмами, как выяснилось, все нормально. В 2016 году в УК РФ появилась специальная норма: «незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности» (по ч. 3 ст. 299 УК РФ предусмотрено наказание от 5 до 10 лет лишения свободы. — «МК»).

— Однако за два года ни одно такое преступление на учет не поставлено, — констатировал Чайка.

Две другие части той же статьи, как отметил Генпрокурор, «уже более 20 лет предусматривают ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Они касаются не только предпринимателей, но тоже не работают». Чайка привел шокирующие данные: за 2017–2018 годы при 37 тысячах реабилитированных, из которых почти 3 тысячи содержались под стражей, в суд направлено только 2 уголовных дела по статье 299 УК РФ.

Кроме этого, генпрокурор поручил своим подчиненным: «жестко реагировать на случаи сокрытия преступлений». Одной из форм сокрытия, как отметил Чайка, является «ненаправление прокурору материалов для их изучения вопреки неоднократным требованиям». По словам Чайки, руководителями следственных органов «повсеместно используется тактика убаюкивания прокуроров направлением не соответствующих действительности ответов об удовлетворении их актов реагирования». Ее цель — не выносить обсуждение допущенных нарушений на более высокий уровень.

Общее число этих нарушений, озвученное генпрокурором, тоже шокировало: в истекшем году их количество достигло 1 млн 300 тыс. случаев, что говорит об их увеличении в 2,5 раза за 10 лет. Одна из причин ухудшения качества расследования, как отметил Генпрокурор, «состоит в чрезмерном использовании особого порядка рассмотрения уголовных дел без исследования доказательств» (так называемая сделка со следствием, которая предусматривает полное признание вины подсудимым и вынесение приговора без исследования доказательств. При этом наказание, которое грозит обвиняемому, не превышает 2/3 от максимально возможного. — «МК»).

Оказалось, что «такой упрощенный подход» сегодня применяется уже по 70% дел. По мнению Чайки, необходимо законодательно установить ограничение на рассмотрение дел в особом порядке: применять его только по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

— При малейшем сомнении в доказанности вины обвиняемого, подсудимого, правильности восприятия им обвинения и его последствий прокурорам следует требовать рассмотрения дела в обычном порядке, — потребовал генпрокурор. — Понятно, что следователи, прокуроры и судьи при этом столкнутся с дополнительными сложностями, обусловленными повышением требовательности к качеству работы, увеличением ее объемов. Но сохранение существующего положения дел грозит утратой накопленного десятилетиями уникального опыта интеллектуального состязания сторон обвинения и защиты, значительным снижением профессионализма работников. А главное — ошибками при решении судеб граждан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27930 от 20 марта 2019

Заголовок в газете: «Особый порядок» российского правосудия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру