В чем опасность модернизированного вертолета «Ночной охотник», про который говорил Путин

Эксперт рассказал об улучшениях машины после эксплуатации в Сирии

Не так давно Владимир Путин заявил, что к 2028 году в войска необходимо поставить 100 новых вертолетов Ми-28НМ. Электронное издание «Армейский стандарт» разобралось с помощью ведущего военного эксперта Алексея Леонкова, чем модернизированный «Ночной охотник» отличается от своих предшественников и какие еще улучшения его ожидают.

Эксперт рассказал об улучшениях машины после эксплуатации в Сирии
Фото: Министерство обороны РФ

В ходе боевой эксплуатации в Сирии были выявлены определенные недостатки «Ночного охотника». Например, несовершенство некоторых узлов радиоэлектронного и оптического оборудования, в том числе очков ночного видения пилотов. Кроме того, стало ясно, что требует улучшения и комплекс обороны, а также вооружение. О чем, собственно, и сказал Владимир Путин.

Ведущий военный эксперт Алексей Леонков рассказал:

— Вертолет доработан после боевых операций в Сирии и теперь соответствует всем требованиям, которые предъявляло к вертолету Минобороны России. Ми-28НМ — это вертолет наиболее технически развитый и приспособленный к современным условиям общевойскового боя. Он может выполнять задачи в темное время суток, в плохих погодных условиях. А это значит, что противника можно застать врасплох.

Внешне Ми-28НМ отличается от предшественников «обрубленной» носовой частью. Не так бросается в глаза измененный фонарь кабины. Применена в боевом варианте вертолета и схема, отработанная на учебно-боевом Ми-28УБ. В передней части кабины установили второй комплект органов управления. Это дает новые возможности в плане подготовки экипажа, но главное — в плане повышения живучести вертолета в реальном бою.

Усилено бронирование кабины, благодаря чему экипаж защищен от пуль и снарядов калибра до 20 мм. Ряд новых конструктивных решений и применение современных материалов позволили повысить устойчивость вертолета к повреждениям. Так, применение композитов для изготовления лопастей несущего винта позволяет ему выдерживать попадание снарядов калибром до 30 мм без фатального разрушения — у машины остается шанс безопасно завершить полет. Доработана и топливная система, что исключает возгорание или взрыв горючего.

Что касается радиоэлектронного оборудования, то его тоже доводят до ума. Быстродействие бортовой вычислительной машины увеличено в десятки раз. Основная антенна радиолокационной станции перенесена с носа на втулку несущего винта и расположена под сферическим обтекателем. Бортовой радар способен обнаружить беспилотник легкого класса на удалении до 20 километров, движущуюся цель типа «танк» — на дистанции порядка 20–25 км, а также позволяет экипажу сопровождать до десяти целей и на две из них наводить оружие.

Экипаж может эффективнее применять бортовое высокоточное оружие. В том числе ракеты с радиолокационной системой наведения. Это обеспечивает вертолету предельную скрытность.

В целом вооружение осталось почти таким же, как у предшественников, — это и пушка с боезапасом в 300 патронов, и ракеты «воздух–воздух» и «воздух–земля». Все достаточно традиционно. Но есть и существенные отличия.

— Еще в прошлом году были представлены доработки, которые позволяют вертолету эффективно вести борьбу с живой силой и бронированными средствами противника днем и ночью, — говорит Леонков. — Вертолет получил управляемый противотанковый комплекс «Хризантема-ВМ». Он считается наиболее перспективным комплексом, способным поражать все основные боевые танки вероятного противника. Ну и, конечно, доведена до ума знаменитая система управления через шлем — когда летчик поворачивает голову, за ним поворачивается пушка, которая там стоит. И она точно позиционируется по прицелу, который летчик видит на экране своих очков.

Что касается способности вертолета обороняться, то она значительно возросла. Эксперт рассказывает:

— Комплекс обороны «Президент-С» для вертолетов демонстрировался как система защиты от всех зенитно-ракетных комплексов. Особенно от переносных, которые являются основным врагом для такого типа авиации. Испытания показали эффективность «Президента-С» не только против одиночных летящих ракет, но и в том случае, если обстрел ведется с нескольких точек.

Важным моментом является и то, что бортовое оборудование Ми-28НМ позволяет включать вертолет или группу вертолетов в различные боевые контуры — вопросы сопряжения автоматических систем управления уже решены.

— Самое интересное, — рассказывает Алексей Леонков, — это не только «единичная» работа вертолета. Когда летит группа Ми-28НМ, они своими локаторами обнаруживают объекты противника, и происходит автоматическое распределение целей между вертолетами. Кто-то отрабатывает по живой силе, кто-то — по бронетехнике, кто-то подавляет средства ПВО. Есть и взаимодействие вертолетной группы с наземными средствами управления и наведения. Вертолетная группа может включаться, например, в разведывательно-ударный контур и осуществлять огневую поддержку, автоматически получив данные о целях.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру