Непоротое поколение: часть третья

Без осетрины второй свежести

Мы продолжаем публикацию цикла материалов Гавриила Попова "Непоротое поколение". Читайте часть 1 и часть 2.

Без осетрины второй свежести

2.1. Траченные молью советы

Активная, пассионарная часть нового поколения, вступая в жизнь, уже определила для себя неприемлемость официальной программы. Возникла главная проблема — самоопределение.

Для «непоротого поколения», вышедшего на улицы, прежде всего обнаружилось два главных «наследства» старших оппозиционеров-пассионариев — лозунги Болотной площади: «Честные выборы» и «Борьба с коррупцией».

Логика тут очевидная. Главные враги — коррупционеры. Главная их опора — захваченная ими власть. Власть захвачена в результате махинаций на выборах.

Если обеспечить честные выборы — и в организации выборов, и при их проведении, — во все органы власти можно провести честных политиков. А они организуют борьбу с коррупцией.

Но исходная идея программы «честные выборы» и «борьба с коррупцией» в том, что современный постиндустриальный строй России вполне правильный и нормальный. Он успешно действует в странах Запада. Там, конечно, есть нарушения и на выборах, и в сфере коррупции. Но там с ними борются. И в итоге эти нарушения остаются в пределах терпимого. Проблема России — в уклонении от норм. И в выборах. И в борьбе с коррупцией.

Так считало старшее поколение оппозиционеров. И такой была стратегия его борьбы. И «непоротое поколение» со всей беззаветной решимостью и всей энергией молодости бросилось в борьбу. И за честные выборы. И против коррупции.

Эту школу оно в эти осенние выборы окончит. И в силу негибкой реакции властей. Ведь ничего страшного не произошло бы, если бы в выборных органах появилась оппозиция. Но власть цепляется за каждый кирпич существующего здания. Арестовывают активистов. В местах заключения окончательно вытряхивают из них последние упования на существующую власть и на ее представителей.

Но, я уверен, уже сейчас и тем более в будущем новое поколение начнет убеждаться в недостаточности самой стратегии «честных выборов» и «борьбы с коррупцией».

Ну, будут обеспечены честные выборы. Ну, появится в выборных органах честная оппозиция. Возможно, где-то изберут губернатором лидера-оппозиционера. Возможно, как идеал, — избрание и президента-оппозиционера. Как в той же Армении.

Но мы ведь все это проходили. Были и честные депутаты. И честная оппозиция. И был избран президентом Ельцин — непримиримый борец с привилегиями.

Но мы же видели, как в фантастически короткий срок Ельциным восстанавливались привилегии. И вся страна не одни выборы видела, как вполне честное на старте большинство распадалось на три части. На «стяжателей» во власти. Основную массу «голосующих». И остаток демократов — идейных борцов с нарушениями. И как этот остаток уменьшался с катастрофической скоростью.

И все это не случайно. В системе постиндустриального общества, сохранившего и голосование, и право на богатство, не может быть иного господствующего класса, чем номенклатура из бюрократии и олигархии из собственников. Их можно «держать в рамках», иметь для них «узду» и «шпоры». Но они неизбежны. При любых честных выборах. И при самой жестокой системе борьбы с коррупцией.

Поэтому я предполагаю, что новому поколению не понадобятся десятилетия «прозрения». Думаю, уже в ближайшие годы — скорее всего, после выборов в Государственную думу — активная и честная часть нового поколения, «делегировав» во власть рвущихся в нее новых политиков, убедится, что существующий постиндустриализм при самых «честных выборах» и при самой активной борьбе с коррупцией останется в основном тем же.

И действительно, непримиримая часть оппозиции задумается о том, что «осетрины второй свежести» — «честные выборы» и «борьба с коррупцией» — явно недостаточно. Необходима другая стратегия. Какая именно? Я бы предложил, по аналогии с «социализмом с человеческим лицом», лозунг «постиндустриализм с человеческим лицом».

2.2. В политической сфере

Среди мер по «очеловечиванию» политической системы постиндустриализма я бы прежде всего отметил необходимость создания судебной системы как действительно независимой третьей ветви власти.

На мой взгляд, даже закон о судах, подготовленный после Февральской революции 1917 года под руководством А.Ф.Керенского, остается недосягаемым идеалом. Судей первого уровня по этому закону избирает народ. Судей второго уровня — уже судьи первого. И т.д. Материально суды тоже независимы: свои налоги, свои бюджеты, свои здания, свои квартиры, свои санкции, свои ордена, свои зарплаты, своя пенсионная система. В итоге ни суды, ни судьи не нуждаются в чем-то от других властей.

Все права третьей власти должны быть закреплены в Конституции.

Вторая часть программы «очеловечивания» постиндустриального государства — создание независимой четвертой власти — власти средств информации.

Как и суды, журналисты должны составлять особый мир постиндустриального общества. Со своим особым финансированием, правилами работы, своими «судами», поощрениями и наказаниями.

Звание «журналист» должно быть таким же почетным и независимым, как судья. Журналисты сами избирают и сменяют и членов редакций, и редакторов. Мир рекламы в средствах информации должен быть полностью обособлен от четвертой власти. Система рекламы должна быть чисто коммерческой сферой.

Все денежные вливания в мир четвертой власти должны идти только от граждан. Как и мир судебной власти, мир средств информации должен быть огражден и от мира денег, и от двух ветвей власти.

Третья область реформ политической системы постиндустриализма — вертикаль власти.

Позорно слышать 99% обращений к президенту во время его телеобщения. Неужели эти вопросы не входят в компетенцию местных и региональных властей? Неужели только в Кремле можно решить вопрос о каком-то мосте в Сибири? И — тем более — о ремонте школы или больницы?

Необходимо радикально рассредоточить власть по вертикали. На уровне центра должно остаться только то, что требует национального уровня решений. А остальное — дело регионов. И — прежде всего дело мест.

Соответственно должны быть изменены и налоговая система, и система бюджетов. И система распределения рентных доходов от использования природных ресурсов.

И очень важным, чуть ли не решающим является создание в России первичного, базисного звена власти. Земств и общин. О чем не раз справедливо писал А.И.Солженицын.

Думаю, что основная часть жизни человека должна регулироваться в той ячейке общества, в которой он живет, руководителей которой он избирает.

Надо сделать шаг в сторону одной из фундаментальных идей анархизма. Надо опираться на опыт России, опорой которой веками оставалась крестьянская община. Полезно напомнить, что расцвет античной цивилизации опирался на власть городских собраний всех граждан.

И о честных выборах.

Надо полностью отстранить от выборов бюрократию. И при определении правил выборов, и при их применении. В определении составов избирательных комиссий и правил выборов могут участвовать только те губернаторы и депутаты, которые не будут участвовать в предстоящих выборах и покинут после них свои посты. А главным в определении правил выборов должно стать мнение избирателей.

Наиболее простая система — два тура. В первом туре участвуют все кандидаты, которые внесли денежный залог. Выборы эти — за счет кандидатов.

После первого тура во второй проходит не более пяти кандидатов, набравших наибольшее число голосов. Во втором туре определяется победитель. Второй тур — за счет бюджета.

В первом туре нужна явка не менее 50% голосов избирателей. А вот во втором туре явка всех избирателей обязательна — со значительным штрафом за неявку.

Эти пять требований — третья власть, четвертая власть, децентрализация власти, первичное звено государства и два тура выборов — могли бы войти в программу политических реформ, формируемую новым поколением. Ее можно назвать «Реформа Конституции».

2.3. В социальной сфере

Другая сфера реформ, которые могло бы предложить постиндустриализму новое поколение, — социальная. И тут два узла — национальный вопрос и социальная справедливость.

К концу ХХ века выяснилось, что национальная проблема — и между странами, и внутри них — остается среди самых актуальных.

И главная причина этого в том, что разнообразие наций на планете сохраняет тот «букет», который является резервом для будущего развития человечества.

Но если сохранятся нации, то из этого вовсе не следует, что не исчерпывает себя территориальная форма их существования на нашей планете.

Ожидаемое потепление климата приведет к грандиозному перемещению народов на планете, их масштабному перемешиванию, подлинному переселению народов. Сопоставимому с великим переселением народов Европы и Азии на рубеже нашей эры.

Существенным фактором является научно-технический прогресс. Он наиболее успешен там, где в нем активно и совместно участвуют представители разных наций.

В мире всемирного Интернета человек может, оставаясь в любой точке Земли, быть членом своей нации.

Возникает вопрос о новой модели подхода к национальному вопросу. Очевидно, что «право наций на самоопределение» не только не гарантируется территориальными решениями, но даже сталкивается с ними. Что дает территориальное «закрепление» нации на Земле, если весомая, а то и подавляющая ее часть живет в разных странах?

Думаю, что главным в подходе нового поколения к национальному вопросу должна стать замена упора на территориальность упором на права наций в многонациональной стране.

Человек каждой нации должен иметь все возможности для своего национального развития везде, где бы он ни жил. Новое поколение должно предложить новую, не территориальную, модель прав наций.

Читайте также: Непоротое поколение

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28096 от 9 октября 2019

Заголовок в газете: Непоротое поколение

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру