За Европу без виз

Совместное заявление руководителей Рабочей группы «Гражданское общество» Российско-германского форума «Петербургский диалог»

19.11.2019 в 19:25, просмотров: 3897

Сегодня, 20 ноября 2019 года, «МК» и немецкая газета Frankfurter Rundschau публикуют совместное заявление руководителей Рабочей группы «Гражданское общество» Российско-германского форума «Петербургский диалог» Михаила Федотова и Дирка Визе, посвященное перспективам либерализации визового режима между Россией и ФРГ.

За Европу без виз
Фото: petersburger-dialog.ru

Первое и важнейшее связующее звено между Германией и Россией — это люди. Немцы и русские встречаются друг с другом в рамках студенческих обменов, по линии сотрудничества гражданского общества при реализации совместных проектов или открывая для себя другую страну как туристы. После развязанной немцами преступной войны, принесшей русскому народу большие страдания, вряд ли можно было ожидать, что между нашими народами не останется даже тени вражды.

Сегодня мирное общение немцев и русских не только создает фундамент германо-российских связей в целом, но и делает их по-настоящему крепкими во времена политических коллизий. Чем сложнее становится преодолевать политические разногласия, тем большую значимость приобретает общение между гражданами. Так сохраняется и укрепляется доверие между обществами, а предрассудки и заблуждения развеиваются.

Поэтому так важно, чтобы жители Франкфурта гуляли по Красной площади и знакомились с москвичами и чтобы москвичи бродили по площади Рёмерберг и, сидя вечером в парке за кружкой пива, завязывали беседы с немцами за соседним столиком. Особенно прочные мосты между гражданскими обществами возникают на базе партнерских связей между городами. Во многих российских городах интерес к налаживанию партнерств с городами в Германии очень велик.

Однако если два человека хотят встретиться друг с другом лично, то хотя бы одному из них придется отправиться в поездку — и именно это, к сожалению, не так просто между нашими странами. Немцам, желающим поехать в Россию, или русским, желающим поехать в Германию, нужна для этого виза, а получение визы — это время, деньги и хлопоты.

Это нужно изменить. И были времена, когда мы были ближе к этой цели: уже в 2003 году Европейский Союз и Россия договорились о рассмотрении условий для безвизовых поездок в долгосрочной перспективе. В Германии условия для пребывания в стране сроком до 90 дней определяются законодательством ЕС. Так что изменения в этой области возможны лишь при согласии партнеров по ЕС, но и здесь уже были подвижки.

Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз от 2007 года действительно привело к ощутимым улучшениям для большого числа путешествующих. В определенных случаях оно, например, предусматривает освобождение от уплаты сборов за оформление виз. Однако усилия в направлении принципиального упрощения визового режима были остановлены в 2014 году. Причины этого известны и продолжают существовать по сей день.

Однако именно на фоне сохраняющихся политических разногласий между Германией и Россией обмен между представителями гражданских обществ необходимо укреплять. Поэтому многочисленные российские и немецкие неправительственные организации призывают нас к возобновлению активной проработки идеи безвизового режима. Первым шагом могло бы послужить конкретное упрощение требований при подаче заявления — как, например, дальнейшая цифровизация процедур и предоставление более подробной информации. От этого выиграли бы многие.

Дирк Визе и Михаил Федотов. Фото: petersburger-dialog.ru

В среднесрочной перспективе, однако, цель должна заключаться в отмене визового режима между Германией и Россией для молодежи в возрасте до 25 лет. Ведь именно молодое поколение мы должны привлечь к делу укрепления взаимопонимания между Россией и Германией. Молодежь любит путешествовать, открыта новым впечатлениям и людям, по праву признает особое значение демократических принципов Совета Европы. Она — будущее германо-российских отношений. Связи, которые жители Франкфурта и Москвы, Мюнхена и Санкт-Петербурга сегодня устанавливают между собой, будут определять облик грядущих десятилетий.

В ходе заседания рабочей группы «Гражданское общество» форума «Петербургский диалог», проходившего в мае в Москве, представители правительств Германии и России заверили нас, что существующие правила на практике будут применяться наиболее оптимальным для целей осуществления межобщественного обмена образом. Затем рабочая группа разработала предложения относительно того, что именно может быть усовершенствовано обеими сторонами. В числе таких вопросов — рассмотрение возможности обоюдной отмены визового режима для молодежи.

Министр иностранных дел Маас в своем выступлении на форуме «Петербургский диалог» заявил, что вместе с европейскими партнерами по Шенгенскому соглашению он намерен подумать над тем, что можно сделать в этой области.

В Европейском Союзе все единодушны во мнении, что укрепление сотрудничества с российским гражданским обществом играет важную роль. Это сотрудничество идет на пользу всем европейским странам, включая Россию. Встречи, широкий обмен и открытый диалог между гражданами в условиях сохраняющихся политических разногласий продолжают оставаться предпосылкой улучшения отношений между Германией и Россией в долгосрочной перспективе.

Гражданским обществам наших стран в Европе нужны условия, при которых им было бы легче строить мосты. А для этого нам нужна либерализация визового режима.

Михаил ФЕДОТОВ,

Дирк ВИЗЕ,

сопредседатели Рабочей группы

«Гражданское общество» Российско-германского

форума «Петербургский диалог».

МЕМОРАНДУМ О ПЕРСПЕКТИВАХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВИЗОВОГО РЕЖИМА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ

Мы, участники Рабочей группы «Гражданское общество» Российско-германского форума «Петербургский диалог», полагаем, что в современном мире, переживающем период острой политической турбулентности, жизненно важное значение приобретают контакты между людьми и неправительственными институтами, их совместная активность в тех сферах, где налицо очевидная взаимная сопричастность, активизация общения, а в результате — формирование доверия и взаимопонимания, готовности к совместным действиям ради лучшего будущего наших стран.

Именно контакты подобного рода приобретают особую, в чем-то даже критическую значимость, а роль визового режима становится при этом определяющей. Соответственно, чем больше послаблений удастся внести в этот режим, тем большее количество людей, живущих по разные стороны границ, смогут сблизиться друг с другом, тем спокойнее и лучше будет жить на этом пока разделенном пространстве.

Считая, что дальнейшее упрощение визового режима между Россией и Германией в общем контексте его либерализации чрезвычайно важно для развития гражданских обществ и обеспечения общественных интересов, поскольку наши страны объективно заинтересованы в отмене барьеров, препятствующих сотрудничеству и человеческим контактам;

выражая убежденность в том, что общественность наших стран должна побуждать парламенты и правительства к скорейшему принятию решений, которые позволили бы гражданам России и Германии свободно путешествовать, сотрудничать, учиться друг у друга и совместно работать во имя лучшего будущего;

высоко оценивая шаги, предпринятые руководством России и Германии с 2003 года по упрощению визового режима, и выражая сильное сожаление, что с 2014 года этот процесс был приостановлен, и существовавшие на тот момент проблемы в получении шенгенских виз гражданами России и российских виз гражданами Евросоюза сохраняются, а в некоторых аспектах даже стали более сложными;

отмечая, что один из пяти принципов, содержащихся в Основных принципах развития дальнейших отношений Европейского союза и Российской Федерации, принятых Советом ЕС в марте 2016 г., а именно «поддержка гражданского общества РФ и связей между людьми в России и ЕС», дает основания призывать Европейский Союз реализовывать его на практике через дальнейшее упрощение визового режима;

приветствуя поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина от 17 июня 2019 г. обеспечить введение с 1 января 2021 г. единой электронной визы для въезда в Россию иностранных граждан и отмечая, что это решение представляет собой пример позитивных односторонних действий;

также приветствуя принятые 11 июня 2019 г. поправки в Визовый кодекс ЕС об упрощении порядка получения краткосрочных виз для добросовестных путешественников, в т.ч. из России —

обращаемся к Правительствам Российской Федерации и Федеративной Республики Германия со следующими предложениями:

I. О ДАЛЬНЕЙШЕМ УПРОЩЕНИИ ВЫДАЧИ ВИЗ

1. Принять дополнительные шаги с целью более эффективной реализации действующего Соглашения по упрощению выдачи виз от 2007 г. в духе предварительных договоренностей, которые существовали на весну 2014 г. В частности, необходимо обеспечить реализацию «согласованного списка документов и процедур», принятого в январе 2013 года консульствами стран Шенгенской зоны в России.

2. Предусмотреть возможность упрощения процедуры оформления приглашений с использованием электронных средств коммуникации.

3. Обеспечить дальнейшее внедрение электронной онлайн-системы оформления виз без необходимости посещения заявителем консульства или визового центра.

4. Принять меры к дальнейшему улучшению обслуживания посетителей в консульствах и визовых центрах. В частности, обеспечить доступность информации о порядке получения виз и услуг для различных категорий граждан.

5. Обеспечить тщательный контроль деятельности визовых центров. Консульства и визовые центры должны установить «ящики для жалоб» для сбора информации от заявителей о проблемах, возникших при подаче заявления о выдаче визы, предусмотрев возможность использования веб-сайтов.

6. Расширить и усовершенствовать практику выдачи многократных виз сроком до 5 лет. Последовательно выдаваемые визы не должны иметь меньший срок действия, чем предшествующие, если нет серьезных причин для выдачи визы с меньшим сроком действия.

7. Рассмотреть вопрос о введении упрощенной, единообразной процедуры обжалования решения о выдаче визы, которая распространялась бы также на выдачу визы сроком значительно меньше запрошенного, а также на решения об аннулировании или отзыве визы.

8. Уделить особое внимание решению проблемы отказа в визах лицам, участвующим в журналистской и правозащитной деятельности. Лицам, внесенным в такие «черные списки», гарантировать право обжалования.

9. Обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются представители организаций гражданского общества при получении виз для участия в семинарах, конференциях и других подобных мероприятиях. Консульства и визовые центры должны принимать приглашения от некоммерческих организаций без ограничений.

10. Рассмотреть вопрос о расширении списка категорий граждан, пользующихся преимуществами упрощенного визового режима, а именно:

— представители организаций гражданского общества;

— участники программ молодежных обменов;

— профессионалы, участвующие в международных выставках, конференциях, симпозиумах, семинарах и других подобных мероприятиях;

— участники официальных обменных программ, организованных муниципальными образованиями, включая программы городов-побратимов;

— журналисты и сопровождающий их технический персонал;

— лица, путешествующие в медицинских целях, и сопровождающие их лица;

— представители религиозных общин;

— участники официальных программ трансграничного сотрудничества Германии и России;

— близкие родственники лиц, легально проживающих на территории России и Германии;

— добросовестные путешественники с положительной визовой историей.

II. О ПЕРСПЕКТИВАХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВИЗОВОГО РЕЖИМА И ОТМЕНЫ ВИЗ

11. Рассмотреть возможность возобновления реализации «Совместных шагов по подготовке к отмене виз для краткосрочных поездок» (либерализации визового режима) с перспективой начала конкретных переговоров об отмене виз.

12. Обеспечить прозрачность и подотчетность процесса подготовки к либерализации визового режима.

13. Рассмотреть возможность:

— отмены виз для людей в возрасте 18–25/30 лет и 65+ лет в рамках двусторонних программ;

— совершенствования системы миграционного учета граждан России в Германии и граждан Германии в России.

14. Рассмотреть возможность использования национальных виз России и Германии для реализации указанных выше предложений.