Сергей Лавров: «Мне поручили исполнять обязанности – я их и исполняю»

И.о.министра иностранных дел провел большую пресс-конференцию

Очередь в пресс-центр МИД, где в пятницу проводил традиционную большую встречу со СМИ Сергей Лавров, заставляла даже видавших виды журналистов крутить головами и говорить, что даже старожилы не упомнят такого скопления пишуще-снимающей братии. И то сказать, эту пресс-конференцию Сергей Викторович проводил в качестве и.о. министра – весть об отставке правительства пришла во время поездки главы дипведомства в Азию. В ожидании перенесенной на час пресс-конференции журналисты фотографировались на фоне привезенного из Швейцарии серебряного кубка Чемпионата Европы по футболу-2020. «МК» собрал наиболее яркие цитаты из выступления Сергея Лаврова.

И.о.министра иностранных дел провел большую пресс-конференцию
Фото: МИД РФ.

О своем статусе и.о. министра: Мне поручили несколько дней исполнять обязанности – я их и исполняю.

О политике США: Мир продолжает очень сильно лихорадить, причем дестабилизирующим фактором остается агрессивная линия ряда государств Запада, прежде всего наших американских партнеров. Линия на разрушение международно-правовой архитектуры безопасности, на замену международного права собственным изобретенным миропорядком. В этом ряду и слом Вашингтоном Договора о ракетах средней и меньшей дальности, и заматывание перспектив продления Договора о стратегических наступательных вооружениях, искусственное нагнетание напряженности в районе Персидского залива, и попытки пересмотреть общепризнанные основы ближневосточного урегулирования, усиление военной активности НАТО вблизи российских границ...

О Сирии: Сирийский кризис находится в продвинутой стадии урегулирования. Есть прогресс практически на всех направлениях. Немножко отстает направление экономического восстановления. Поскольку наши западные партнеры и некоторые из стран региона выдвигают предварительные условия, причем эти условия меняются в зависимости от того, что происходит в реальной жизни. Сначала говорили: начнется политический процесс, тогда мы и снимем ограничения на предоставление содействия Сирийской Арабской Республике для возвращения беженцев и восстановления экономики. Политический процесс был начат – теперь говорят, что ждем, когда он принесет результаты. Это не вполне способствует результатам.

О Ливии: Мы в ответ на предложение турецких коллег пригласили к себе руководителей Востока и Запада Ливии, они приняли наше приглашение. Мы несколько часов вели переговоры с делегациями маршала Хафтара и председателя парламента с одной стороны и председателя правителя Сарраджа с другой... Главное, что перемирие, которое до их приезда в Москву было объявлено, все-таки соблюдается. Это определенный шаг вперед, и будем надеяться, что так оно и сохранится... Берлинскую конференцию мы поддержали с самого начала, потому что чем больше будет стран желать помочь ливийцам создать условия для урегулирования, тем лучше. Убеждать этих людей непросто... И именно с этой целью мы будем участвовать в конференции. (…) Главное теперь, чтобы после берлинской конференции ливийские стороны не повторяли прошлых ошибок и не начинали выдвигать дополнительные условия и обвинять друг друга. Отношения между ними очень напряженные, они даже не хотят в одной комнате находиться.

О приоритете российских законов: Конституция, как разъяснил Конституционный суд, является базовой ключевой нормой, которая определяет все наши действия. И никакие международные договоренности не должны противоречить нашей Конституции. (…) Любая международная договоренность, которую принимает Российская Федерация, подписывается и выносится на ратификацию в российский парламент, в Федеральное собрание. Любая ратификация оформляется в виде федерального закона. Таким образом наши международные обязательства, во-первых, становятся частью нашей правовой системы. А во-вторых, никакой закон не может быть принят, если он противоречит Конституции.

О ситуации вокруг Ирана: Как сказал в одном из своих великих афоризмов Виктор Степанович Черномырдин, очень неблагодарное дело строить прогнозы – особенно о будущем... Есть СВПД – совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию иранской ядерной проблемы, он одобрен Советом Безопасности в резолюции, которая носит обязательный характер. Американцы решили свои правила применить – взяли и вышли из плана. И не только сами прекратили выполнять свои обязанности, но и всем остальным запретили. А от Ирана требуют, чтобы он выполнял документ, который президентом Трампом был назван самым плохим в истории – но Иран должен его выполнять. И все должны подчиниться Соединенным Штатам. Это тревожная ситуация и сейчас она обретает еще более опасный оборот. Три страны-участницы СВПД – Франция, Германия и Великобритания – направили письмо, в котором говорят, что хотят начать процедуру урегулирования споров, которая предусмотрена в самом плане всеобъемлющих действий. Происходит то о чем неоднократно предупреждал президент Путин, он говорил, что на каком-то этапе европейцы воспользуются какой-нибудь ситуацией вокруг Ирана для того, чтобы с облегчением свалить на Иран вину за все, что происходит.

Об иранском генерале и сбитых «Боингах»: Американцы уничтожили в беспрецедентной операции, которая ставит под вопрос все нормы права, генерала Сулеймани. Иранцы ответили выверенно, предупредив Ирак. Много информации в СМИ о том, что и американцы были предупреждены. Но есть информация, что в момент после этой атаки иранцы ожидали еще одного удара американцев – не знали в какой форме, но были данные, что в воздухе на границе Ирана находились минимум шесть F-35. Эта информация еще подлежит перепроверке, но хочу подчеркнуть нервозность, которая всегда присутствует в таких ситуациях.

Мы также как и в случае с украинским «Боингом» хотим ясность и с малайзийским «Боингом». Напомню некоторые вещи о которых наши нидерландские коллеги стараются не говорить. Россия была одним из соавторов резолюции, которую принял Совет Безопасности. В резолюции содержались требования обеспечить расследование в строгом соответствии с нормами международной организации гражданской авиации ИКАО. Резолюция также требовала, чтобы те, кто занимается расследованием регулярно докладывали Совету Безопасности – не было ни одного доклада. Была сформирована следственная группа – Украина, Австралия, Нидерланды, Бельгия. Малайзию, чей «Боинг» был сбит, туда никто не пригласил. Пригласили через полгода и то – не для участия в группе по уголовному расследованию, а только для участия в группе по выяснению технических аспектов катастрофы. Кстати,если к нам были претензии, то могли бы и на пригласить в эту следственную группу. Нас не ждали, не хотели, но мы активно сотрудничали.

Про убийство российских журналистов в ЦАР: Наш СК возбудил уголовное дело. Заниматься расследованием должны органы компетентные, в данном случае Следственный комитет. А позиция нашего министерства отвечает за создание условий для путешествий наших граждан. И мы предостерегали всех – особенно журналистов – что цели, которые указываются в запросе на визу, должны соответствовать реальным целям, которые будут реализовываться по пересечении границы. Это совершенно жуткая трагедия, мы будем добиваться, чтобы расследование было доведено до конца.

Об отношении к советским памятникам в Польше: К сожалению наши польские коллеги когда сносят памятники, излагают свою позицию, приводя доводы, что, мол, Польша не подписывалась под сохранением памятников, которые стоят не на кладбищах. А охраняет только те мемориалы, которые стоят над захоронениями. Мелочность какая-то! И если мы будем так подходить к этому вопросу, то мы утратим чувство человеческой порядочности.

Читайте также: Госдума начала с конфуза одобрение Мишустина премьером

Сюжет:

Новое правительство России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру