Берлинская конференция: зачем в Ливию пригласили международные войска

Кто и какой интерес преследует в ливийском конфликте

В преддверии намеченной на 19 января Берлинской конференции по Ливии премьер базирующегося в Триполи Правительства национального согласия Файез Сарадж призвал ввести международные войска «для защиты ливийского мирного населения». Об этого глава триполийского правительства заявил в интервью немецкому изданию Welt am Sonntag.

Кто и какой интерес преследует в ливийском конфликте
Почетный караул возле здания, где проходит конференция по Ливии.

По мысли Файеза Сараджа, контингент должен действовать под эгидой ООН, а кто его будет формировать – дело второе: Евросоюз, Африканский союз или Лига арабских государств. О возможности отправки миротворцев из Евросоюза ранее говорил и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Правда, есть и ина точка зрения – спецпредставитель генсека ООН по Ливии Гасан Саламе считает, что иностранное вмешательство в ливийскую междоусобицу только усугубит и без того глубокий раскол в этой североафриканской стране.

И без того в ливийском конфликте задействованы интересы целого ряда региональных и глобальных игроков. Турция не забывает о том, что в свое время ливийские земли являлись частью Османской империи и не просто внимательнейшим образом следит за происходящим в этой стране, но и активно поддерживает триполийское Правительство национального согласия, с котоорым было подисано соглашение по морским зонам. В самом начале этого года турецкий парламент дал «добро» Эрдогану на оказание военной помощи ливийским союзникам. При этом Эрдоган обвиняет российские ЧВК в военной поддержке войск маршала Хафтара.

Сама же Москва уверяет, что поддерживает контакты со всеми сторонами ливийского конфликта, не отдавая предпочтения какой-либо из них.

Имеется свой «ливийский интерес» и у Италии, которую от охваченной без малого десятилетие войной страны отделяет лишь Средиземное море, и именно итальянские порты становятся точкой, куда попадают беженцы и нелегальные мигранты из Северной Африки. Вдобавок Италия в прошлом тоже – как и Турция – была метрополией для Ливии, и у нее имеются интересы к тамошним нефтяным месторождениям.

Задействована в ливийских событиях и Франция – именно эта страна была «застрельщицей» интервенции НАТО, которая привела к свержению Муаммара Каддафи. При этом считается, что сейчас у Парижа в фаворе находится маршал Хафтар, на которого возлагают надежды, что он сможет остановить поставки оружия и денег группировкам джихадистов в Сахеле, с которыми приходится иметь дело французским военным. Как противовес исламистским экстремистам рассматривают формирования Хафтара и в Египте, оказывающем маршалу военную поддержку.

На этом фоне Германия, которая не приняла участие в натовской интервенции против Ливии, выглядит чуть ли не нейтральным игроком, который может позволить себе примерить одежды посредника между участниками внутриливийского конфликта. Впрочем, как отмечают немецкие СМИ, свой интерес у Берлина тоже имеется – поскольку один из самых важных маршрутов для мигрантов, направляющихся в Европу, проходит именно через Ливию. Если эта страна продолжит погружаться в хаос гражданской войны, договоренности с руководством в Триполи о возвращении мигрантов будут невозможны, пишет издание Der Tagesspiegel.

События, предшествовавшие проведению в Берлине конференции по Ливии, выглядели не слишком обнадеживающими – особенно после того, как за несколько дней до этого маршал Халифа Хафтар, командующий «Ливийской национальной армией», которая поддерживает базирующийся на востоке страны парламент, покинул Москву, не поставив свою подпись под соглашением о прекращении огня. Формально военачальник взял паузу для раздумий – его же главный противник премьер-министр Сарадж обвиняет Хафтара в том, что тот не готов к миру.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру