Подменный курс

Подписывая петицию на Запад, нужно сверять компас

Пришествие в наше отечество коронавируса совпало со встречным движением на Запад сигналов о планах российской власти подорвать основы демократии поправками к Конституции. Не так давно на портале www.change.org размещена петиция с призывом более чем 120 деятелей, подписавших открытое обращение граждан России в Совет Европы с призывом о срочном проведении правовой экспертизы поправок к Конституции России и процедуры их принятия. Для полного счастья и победы нужна массовка.

Подписывая петицию на Запад, нужно сверять компас

В стране со 146 миллионами населения найти 200 тысяч недовольных (а именно столько собираются набрать инициаторы) задача, возможно, и посильная в условиях усталости людей от самоизоляции и вынужденного безделья. Весь фокус в том, что, даже собрав необходимые подписи, петиция ничего не решит. Организаторы прекрасно об этом осведомлены. И тем не менее идут на заведомо провальную сомнительную авантюру с отвлечением на ложный объект. 

Тут необходимо пояснение. Европейская комиссия за демократию через право или Венецианская комиссия – консультативный орган, созданный при Совете Европы в 1990 году для анализа конституционных актов государств-участников и их проектов. Мнение экспертов комиссии носит рекомендательный характер. Проще говоря, комиссия – орган авторитетный, но никакими полномочиями в отношении стран-участников не обладает. То есть их мнение ничего не отменит и не изменит. Вдобавок действует железное правило: обращения в комиссию по вопросам конституционного законодательства государства могут рассматриваться только с согласия этого государства. Исключение – когда рассмотрение инициировано органами Совета Европы (это случается, когда  затронуты интересы нескольких государств или государство меняет формат обязательств в отношении зарубежных партнеров). 

В этот раз по запросу Комитета ПАСЕ по правовым вопросам и Комиссия должна была оценить одну из поправок к Конституции (ст. 79), согласно которой в России не подлежат исполнению решения международных органов, принятые на основании положений международных договоров в трактовке, противоречащей Конституции. Эта норма, по понятным причинам, «напрягла» западных коллег,

и работа началась. Однако бушующая эпидемия коронавируса сорвала намеченное на конец марта заседание комиссии. Тема, толком не начавшись, заглохла.

Вот тогда-то, как по мановению волшебной палочки, на свет божий вышло коллективное обращение ряда деятелей и экспертов в срочном порядке запросить мнение Венецианской комиссии о соответствии демократическим правовым стандартам Совета Европы уже не по одной, а по всем поправкам к Конституции России, а также по процедуре их принятия.

Кто же эти «известные российские правозащитники, ведущие юристы, авторитетные представители экспертного сообщества и политиков», решившие выступить в роли апостолов евродемократии? Групповой портрет дает довольно пеструю картину. Большое число подписантов представляют собой «вождей» и функционеров демдвижения начала 1990-х, коим мы обязаны становлением демократии и успешным началом рыночных реформ. 

Почтенную когорту подписантов дополняют политики, выпавшие в разные годы из номенклатурной обоймы, и др. Справедливости ради есть среди подписантов и диссиденты. Но все же основной костяк составляют лица новой формации, большей частью и по странному стечению обстоятельств аффилированные с организациями – иноагентами и зарубежными структурами. Десятки подписантов радеют за отечество, отъехав за границу, в том числе укрываясь там от правосудия и претензий кредиторов.

Коллективный потенциал самоназванной интеллектуальной элиты, конечно, позволял адекватно оценить всю затею как юридически тупиковую. Кляузный папир, даже будучи направлен в Совет Европы, рискует застрять еще  на подступах к комиссии. Потому что запросы в авторитетный экспертный орган направляются по регламенту государствами-членами, а не жалобщиками. Последних, правда, может поддержать структура Совета Европы, имеющая право запроса в комиссию, на что и рассчитывают инициаторы петиции.

Но допустим, документ все же дошел до комиссии. Очевидно, что сегодня, в условиях коронавируса, он едва ли может быть рассмотрен до дня голосования: процедура рассмотрения занимает не один месяц. Представим, что в Венецианской комиссии, приехав из разных стран, надев маски и сдвинув в сторону прочие дела, срочно занялись этим делом. Подписанты в предвкушении потирают руки…

А теперь вчитаемся в написанное ниже:

«Сильное центральное правительство в России может быть подходящим средством на данном этапе истории». 

«Механизмы, которые хорошо работают в одной федерации, могут не работать в другой. Каждая страна имеет свою историю…» 

«Принятие Конституции — это вопрос, решаемый каждым конкретным государством, его политиками, членами парламента, конституционными экспертами и гражданами в соответствии со своими конкретными национальными особенностями и конституционными традициями».

Если думаете, что эти цитаты с сайта «Единой России» или ОНФ, то сильно ошибаетесь. Они взяты … из Заключения Венецианской комиссии по Конституции России 1993 года. Да, 26 лет назад, читая базовую редакцию нашей Конституции, комиссия подчеркивала, что в вопросе изменения конституций нет единых лекал. И, кстати, вопреки утверждениям авторов недоделанной петиции, отношение экспертов к документу было не таким столь восторженным. Наряду с общими позитивными оценками в заключении были отмечены проблемные параметры Конституции  и даны советы, что называется, «на вырост».

Читая эти рекомендации сегодня, понимаешь разницу между настоящими профессионалами и шарлатанами от экспертизы. Тогда, в начале 1990-х, эксперты поработали на совесть, дав совет, как в будущем уточнить порядок взаимодействия и найти более четкий баланс в отношениях между Президентом, Федеральным Собранием, Правительством и Конституционным Судом, рекомендовав для повышения легитимности власти распространить ее по трем ветвям, предложив обеспечить равновесие федеральных, региональных законов и местных актов. Отметив, что если целью нормы об иммунитете судей от уголовного преследования является обеспечение независимости судов, то она чрезмерна. А ограничения на избрание депутатами и условия несовместимости с думским мандатом предложили закрепить на конституционном уровне.

Поглядите на поправки к Конституции, внесенные на основе Послания Президента, и внимательно сличите их с предложениями Венецианской комиссии. Ничего не напоминает? Правильно. Поправки к Конституции распределяют баланс власти между ее ветвями и уровнями, выстраивают тонкую систему сдержек и противовесов, достраивают социальные обязательства государства в привязке к конкретному уровню публичной власти. По сути, сегодня российские законодатели исполняют рекомендации, данные комиссией 26 лет назад. Факт очевидный.

В этой ситуации Венецианская комиссия будет поставлена в сложное положение. В большинстве случаев комиссии остается лишь подтвердить (возможно, с несущественными оговорками) свои прежние позиции. Отказ от этих ранее высказанных позиций для авторитетного экспертного органа стал бы полной потерей лица. А свою репутацию правоведы весьма оберегают.  

Остается следующая тема: легитимность самой процедуры принятия поправок. И здесь ловить нечего. Доклад Венецианской комиссии о конституционных поправках 2009 г. черным по белому указывает: «…легитимность конституционной поправки может быть усилена путем прямого участия народа в процедуре внесения поправок…».   Россияне прислушались и усилили, вписав взамен невозможного по конституционной процедуре  референдума общероссийское голосование с иным статусом, но с тем же базовым принципом – быть или не быть поправкам решают граждане. 

В России обеспечение правовой и политической легитимности вносимых поправок к Конституции движется «по нарастающей». Это публичное одобрение палатами Федерального Собрания (2/3 голосов в Госдуме и ¾ в Совете Федерации), затем поправки были одобрены всеми законодательными собраниями регионов (это при планке в 2/3). Уже в качестве страховочной меры оценку поправок и предложенной процедуры их принятия провел Конституционный Суд, давший положительное заключение. И наконец, ключевой стадией, определяющей судьбу поправок, станет общероссийское голосование, за которым будут следить наблюдатели. Все это делает любые попытки их оспорить изначально ущербными.

Казалось бы, люди и структуры, не согласные с поправками, имеют шанс мобилизовать своих сторонников в честном политическом противоборстве. Если они называют себя правозащитниками, представителями экспертного сообщества, они просто обязаны выложиться и повести за собой сторонников, бороться до последнего. Сообща освоить свои частички власти, что дает им личное прямое голосование. Прийти и реализовать свое право сказать поправкам «нет». То есть повести себя как свободные граждане своей страны, а не как дворовые, ищущие заступничества у немца-управителя.

Вместо публичной борьбы на участках людей втягивают в дешевую подписную игру, где цель – самораскрутка и коллективный кастинг. Людям невдомек, что их пользуют как статистов в постановке, а их подписи в петиции уже отмечены в новых грантовых заявках. Что подписывая петицию с иезуитскими формулировками, они по сути оспаривают свое право решать судьбу страны у себя дома. Что назвавшие себя штурманами свободы и демократии, втихую подложили железку под компас и, изменив курс, собираются вести доверившуюся им команду отнюдь не в просвещенную Европу, а в колониальное рабство.

Механика манипулирования проста: две задачи (обесценивание смысла поправок и дискредитация процедуры их принятия) подкрепляются доводами двух сортов: к незнанию и к авторитету сказавшего. В первом случае, как крапленый туз из рукава, вынимается лживая тема попранных свобод и международных стандартов. Во втором авторитет нагоняется огромным числом самих подписантов с пышными (хотя нередко и дутыми) титулами. Просто как дважды два. Но противно…

Олег Иванников, директор благотворительной организации «Право и порядок», кандидат исторических наук.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру