Берлин Донбассу не помощник: перерыва в войне не будет

Переговорщики не могут решить то, что было решено еще в 2015-м

 Итоги берлинской встречи политических советников лидеров стран Нормандского формата по урегулированию на Донбассе воистину удивительны. Впервые источники в Москве, Киеве и Донецке совершенно единодушны в описании итогов: «Прорывов не предвидится!».

Переговорщики не могут решить то, что было решено еще в 2015-м
Фото: dan-news.info.

   Переговоры, длившиеся около 11 часов, не дали никакого итогового документа, а главным результатом встречи в Берлине стала договоренность более конкретно обговорить на ближайшей встрече Трехсторонней контактной группы в Минске механизмы прекращения огня на Донбассе. Одним словом, согласовали процесс дальнейшего согласования.

  На самом Донбассе к новым «механизмам прекращения огня» относятся с большим скепсисом. Дело в том, что в продолжающейся седьмой год войне уже были эпизоды, когда это самое прекращение огня наступало без всяких механизмов, просто по строгим симметричным приказам вышестоящего командования. Фронт уже молчал - это факт, который далекие дипломаты никакими дымовыми завесами из множества слов об обсуждении «механизмов», для местных не скроют.

  Война на Донбассе превратилась в конфликт регулярных подразделений под единым командованием. Больше нет плохо организованных добровольческих батальонов с украинской стороны,  с донецкой стороны после гибели Александра Захарченко больше нет на фронте чересполосицы из отдельных рот и полков спецназа министерств и ведомств разного подчинения. Потери в нынешней войне - это не случайные пули, а работа высокопрофессиональных снайперских пар,  минные постановки крутых диверсионных групп, точный огонь артиллерии большого калибра при тщательной корректировке беспилотниками и такие же точечные пуски управляемых противотанковых ракет, каждая стоимостью в киевскую квартиру.

 Стихийностью на линии соприкосновения на Донбассе не пахнет. Давление на противника с помощью убитых и раненых - единственный оставшийся механизм при тупике на дипломатическом фронте. Только в июне Украина потеряла четырех солдат убитыми. В ЛДНР потери строго засекречены, но, например, в середине июня под Санджаровкой (это Дебальцевское направление) украинской тяжелой артиллерией накрыло позицию 220, где в одном блиндаже при прямом попадании погибло сразу семь бойцов 1-го Славянского батальона 7-й бригады из числа ветеранов еще 2014-го. Среди погибших было три взводных командира, имена всей семерки и соболезнования публиковал в том числе и их бывший командир Игорь Стрелков. Такие опытные, обстрелянные, мотивированные люди в подразделениях ДНР сейчас на вес золота.

  Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак назвал встречу в Берлине - еще одним шагом на пути к новой встрече лидеров стран Нормандской четверки. Прошлая была в декабре 2019 в Париже и на ней новый саммит осторожно планировали в Берлине уже в апреле 2020 года. Прорывов в Париже тоже не было, но были конкретные договоренности о прекращении огня и обмене пленными по формуле «всех на всех» до 31 декабря 2019, открытии новых КПВВ, трех новых участках разведения сил и средств на линии соприкосновения, допуске в места лишения свободы наблюдателей Международного Красного Креста, усилении мандата Наблюдательной миссии ОБСЕ…

  Что было выполнено? Чуть-чуть обменялись пленными, малыми порциями, два раза - и все! Подготовленные к обмену и получившие «свои» сроки в 14-15 лет еще в августе 2019 года «шпионы СБУ» и украинские военнопленные продолжают сидеть в ожидании обмена в 30-й колонии строгого режима в Макеевке.  Около 40 человек, подтверждённых и вроде уже согласованных, тогда не попали в декабрьский обмен.

  Наблюдатели Красного Креста в места лишения свободы ДНР и ЛНР так и не попали, патрули ОБСЕ три месяца из-за эпидемии COVID-19 вообще не пускали через КПВВ ДНР. Для трех новых участков разведения не удалось согласовать даже места, намечалось какое-то согласие вокруг села Гнутово под Мариуполем, но до утверждения хотя бы одного участка для развода войск дело так и не дошло.

   Открытие новых КПВВ в поселках Счастье и Золотое обсуждалось, но пропускные пункты строить в том же Счастье еще и не начинали. А открытие в Луганской области первого автомобильного КПВВ «Золотое» - это решение еще осени 2016 года. Построенный тогда украинцами блокпост со всех сторон уже зарос травой и молодым кустарником, дорога к нему самая «убитая» на подконтрольной Украине части Луганской области.

Напротив блокпоста, со стороны ЛНР, еще не убрали противотанковые мины. А их в этих местах демонстративно выкладывают рядком на асфальте - намек понятный для белых джипов ОБСЕ с первого раза.

    Прекращения огня на Донбассе не произошло даже на Рождество и Пасху! О чем говорить лидерам стран в Берлине? Прекращение огня, участки разведения и допуск наблюдателей - скорее красноречивые жесты, за которыми пока ничего нет. Россия по-прежнему требует начала прямого диалога Киева и самопровозглашенных республик по согласованию изменений в украинскую Конституцию в части особого статуса отдельных районов Донбасса. Официальный Киев определился, что никаких изменений в Конституцию быть не должно, а прямых переговоров с властями непризнанных республик не будет: новые законы о выборах, амнистии, статусе территорий готовы начать обсуждать только с «представителями ОРДЛО» и ввели в свою делегацию первую четверку таких представителей из числа переселенцев, выехавших из Донецка и Луганска в 2014 году. Граждане России, с точки зрения официального Киева, не могут быть такими представителями «отдельных районов» - тут надо понимать, что в органах власти ДНР и ЛНР практически все уже имеют гражданство РФ.

   Идеологом модернизации Минских соглашений в таком ключе в Киеве стал вице-премьер правительства и министр по вопросам временно оккупированных территорий и перемещенных лиц Алексей Резников. Он то и возглавлял делегацию в Берлине, а вовсе не глава Офиса президента Украины Андрей Ермак, который весь последний год о чем-то упорно договаривался с заместителем главы руководителя Администрации президента России Дмитрием Козаком.

  «Разработка механизма режима прекращения огня» - это такой эвфемизм, типа театральной фразы: «О чем говорить, когда не о чем говорить!» - тихим произношением которой массовка на сцене забивает паузы и изображает во время спектакля «шум обсуждения». В войне на Донбассе пока тупик.                                                             

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру