Накануне Дня Независимости в США задались глобальным вопросом

Будущее когда-то великой страны оказалось под угрозой

В канун своего главного национального праздника – Дня Независимости 4 июля – американцы любят проводить социологические опросы о том, что происходит с их страной и чего народ ждет дальше. В этом году подобный опрос провели новостная организация Yahoo News и международная аналитическая фирма YouGov.

Будущее когда-то великой страны оказалось под угрозой

Отправной точкой для этого социологического исследования стала цитата из Рональда Рейгана: в январе 1989 года в прощальной речи по завершении второго президентского срока он назвал Америку «сияющим городом на холме», который стал маяком для всего человечества. 52% опрошенных заявили, что согласны с рейгановской оценкой тогдашней Америки, но лишь 17% считают, что США имеют основания претендовать на эту роль сегодня. 62% респондентов не видят никакого «сияющего города на холме».

Yahoo News приводит высказывание 62-летней Александры Фоукс, родом из Франции, живущей с мужем в Техасе: «COVID-19 идет вверх, вокруг царит страх... Нас не пускают в Европу. Какой же это «маяк»?».

4 июля можно было бы по праву назвать «Днем барбекью»: американцы, большая часть которых живет в собственных домах, в этот день традиционно жарят всякую всячину на гриле во дворе или на деке своего дома, приглашают много гостей. Еще 4 июля – «День фейерверков». Но и веселые парти с большим количеством участников, и фейерверки, собирающие толпы зевак, во многих местах запрещены из-за эпидемии коронавируса. В канун Дня Независимости рост заболеваемости COVID-19 отмечался в 36 штатах из 50, количество умерших от этой болезни американцев достигло 128 000, а число новых случаев за одни сутки поставило новый рекорд – свыше 55 000.

Но это всего лишь полбеды. Страну раздирают глубокие идейные противоречия – настолько острые, что многие говорят об уже начавшейся или грядущей гражданской войне. Продолжаются политкорректные марши против «институционального расизма», якобы прочно сидящего в полиции, госаппарате и частных компаниях. К черным экстремистам из движения Black Lives Matter и солидарным с ними белым леволибералам присоединяются многочисленные уголовные элементы, которые под прикрытием лозунгов грабят и бесчинствуют. (То же самое было в 2011 году с «антиимпериалистическим» движением Occupy Wall Street).

В Сиэтле центр города несколько недель был оккупирован протестующими и грабящими, которые создали там «автономную зону». Власти города потворствовали «народному волеизъявлению», но оно приняло такие формы тотального беззакония и насилия, что на днях политкорректный мэр Дженни Дуркан отдала приказ полиции ликвидировать «зону» с целью спасения жизни и имущества граждан, там живущих.

Но марши и манифестации продолжаются в разных уголках Америки. Их участники сносят – или пытаются разрушить – памятники, посвященные всем подряд историческим деятелям, жившим в неполиткорректные времена: от Колумба и Вашингтона до генералов армий Юга и Севера эпохи Гражданской войны. На всех без разбора вешают ярлыки «расистов», «колонизаторов», «рабовладельцев» и «империалистов». Кое-кто из далеких потомков черокожих рабов требует выплаты им репараций за причиненное столетия назад зло. Другие нападают на белых прохожих, бьют или ставят на колени и заставляют каяться в своей «белой привилегии».

Немало белых противопоставляют этому разгулу «цветного» насилия реальный, а не выдуманный белый расизм. Американская глубинка населена совсем другой публикой, чем «маяки либеральной толерантности» – Нью-Йорк, Сиэттл, Бостон или Сан-Франциско. Татуированные «реднеки» («бурые шеи») вооружены огнестрелом не просто хорошо, а до зубов. Когда вблизи их частных владений появляется кто-то из протестующих или просто цветных, они наводят на непрошеных гостей автоматы и парабеллумы. Тут не забалуешь. Нередко происходят столкновения между левыми и правыми, сторонниками и противниками воинствующей политкорректности, порой это заканчивается трагически. Было уже несколько случаев линчевания черных белыми расистами – как когда-то...

Многие белые работяги из глубинки открыто исповедуют расизм, антисемитизм, нацизм (Первая поправка к Конституции США всё это разрешает) или, как минимум, трампизм – это его, Трампа, электорат, который верит в насаждаемые им теории заговора. В связи с Днем Независимости Трамп прибыл в самую что ни на есть правореспубликанскую глубинку, в Южную Дакоту, где находится Национальный мемориал «Гора Рашмор». Выступая перед тысячами своих сторонников, стоящих плечом к плечу без всяких масок и дистанций (в этом они следуют примеру Трампа), хозяин Белого дома заклеймил «новый ультралевый фашизм» и пообещал, что не позволит «левацкой культурной революции» разрушить достижения настоящей американской революции – той, которую вспоминают 4 июля.

Тем временем протестующие индейцы из окрестных резерваций требовали удаления с горы Рашмор высеченных в ней гигантских изображений «колонизаторов» и «империалистов» – Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна. А политкорректные почитатели «суверенитета коренных американцев» (т.е. индейцев), владеющие столичной командой американского футбола The Washington Redskins («Вашингтонские краснокожие»), готовятся сменить это название на что-нибудь менее «оскорбительное» для аборигенов Америки (пардон, «абориген» – это тоже слово из запретного лексикона).

Чем закончится вся эта вакханалия? Какой выйдет Америка из бушующей коронавирусной эпидемии, на которую наложились разрушительные протесты и контрпротесты и которая нанесла сильный удар по экономике страны?

Мой леволиберальный друг-режиссер Лев Шехтман, ученик Товстоногова, приехавший в США в конце 70-х, говорит, что он видел намного худшие времена и что Америка неизменно возрождалась из пепла и руин, обретая новую силу. Он сочувствует протестующим – бытие определяет сознание, он слишком долго живет в Нью-Йорке, вращаясь в леволиберальных кругах американской творческой интеллигенции.

А питерский поэт-бард Александр Городницкий написал для своего друга, музыковеда и эссеиста Владимира Фрумкина, живущего в США, стихотворение с совсем другой оценкой происходящего:

С берега до берега

Ты подожжена,

Белая Америка,

Черная страна.

Яростные лица,

Нестерпимый тон.

Снимут со столицы

Имя «Вашингтон».

Джефферсону с Грантом

Кар не избежать.

Белым эмигрантам

Некуда бежать.

Страха и истерики

Ты теперь полна.

Где же ты, Америка,

Славная страна,

Вечно многолика,

Вечно не стара,

Что была великой

Лишь позавчера?

Предсказать не вправе

Мы ее судьбы,

Там, где будут править

Бывшие рабы.

Горько и обидно

Думать нам о ней.

Для чего Уитмен

И Хемингуэй?

Для чего хотели

Полететь на Марс?

Всё теперь на деле

Обратилось в фарс.

Всё теперь на ветер

Пущено опять.

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Воистину так: «Предсказать не вправе мы ее судьбы...». Но будем надеяться, что судьба Америки не будет чересчур драматичной: происходящее в большой стране всегда оказывает воздействие на остальной мир.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру