На Камчатке Мишустину рассказали о «чудовищных богатствах»

Количество туристов там в ближайшие годы должно увеличиться в четыре раза - до 1 млн человек

Митинги в Хабаровске заставили власти обратить повышенное внимание на Камчатский край, где меньше, чем через месяц  состоятся выборы губернатора - чиновники опасаются, что протестные настроения, глубинные причины которых не до конца понятны Кремлю, могут перекинуться  и на этот дальневосточный регион. Владимир Путин на этой неделе провел сеанс видеосвязи с врио Владимиром Солодовым, а Михаил Мишустин отвёл посещению Камчатки целых три дня. В субботу на встрече  с общественностью премьер постарался выяснить, какие пожелания есть у жителей края  к федеральным  властям. 

Количество туристов там в ближайшие годы должно увеличиться в четыре раза -  до 1 млн человек

Одна из главных проблем Камчатки - транспортное сообщение. Круглогодичных дорог на полуострове  практически нет, и львиная доля пассажирских  перевозок осуществляется силами малой авиации. Она же обеспечивает доставку туристов, санитарные рейсы, а в случае необходимости - эвакуацию. Однако имеющийся авиапарк, по словам представителей отрасли,  подошёл к предельному сроку эксплуатации и не отвечает требованиям безопасности. Чтобы приступить к его обновлению, необходимо внести коррективы в госпрограмму субсидирования лизинга: сейчас льготы распространяются только на самолеты, осуществляющие регулярные перевозки. К Камчатке такой подход не применим в принципе, пояснили премьеру: здесь летают не по графику, а по текущей погоде. И преимущественно на вертолетах. 

Мишустин пообещал подумать, как учесть специфику региона. Владельцы вертолетов хотели бы сдавать старые машины в трейд-ин, чтобы получить скидку в размере их остаточной стоимости. Но проблема в том, что новому владельцу этот транспорт уже не продашь. «Срок службы под 40 лет, а нас волнует безопасность. Поэтому так, как с автомобилями трейд-ин» не получится», - заявил  Мишустин. Тем не менее правительство проработает это предложение и через две недели сообщит  камчадалам о своём решении. 

Следующий выступающий затронул вопрос, актуальный для местного бизнеса, - о льготах по страховым взносам для резидентов территорий опережающего развития (ТОРов). Камчатские предприниматели хотят, чтобы власти сделали их бессрочными. Но, по мнению Мишустина, торопиться не стоит: льготный режим  действует до 2025 года, так зачем же принимать  решение сейчас? Надо сначала оценить результаты: ведь преференции даются бизнесу не просто так, а в обмен на инвестиции. «Я за социальную справедливость!» - подчеркнул  премьер, отметив, что неправильно было бы на постоянной основе забирать у Минфина средства, созданные трудом других людей, чтобы  компенсировать взносы, недополученные с резидентов ТОРов. 

«А это наш популяризатор вулканов!» - представил ещё одного участника встречи губернатор. Как выяснилось, Сергей Самойленко изучает вулканы более 20 лет. Однако с неподдельным энтузиазмом готов рассказать и о «стадах лососей», и о других «чудовищных природных богатствах» Камчатки. «Не чудовищных, а колоссальных, - мягко поправил премьер, но лососями заинтересовался» «Я  хотел бы спросить, как правильно говорить: стадо или  косяк лососевых? - уточнил он. «Популяция - потому что она состоит из отдельных стад, а они уже делятся на прочие», - преподал Мишустину урок биологии Самойленко.

Его просьба поддержать создание научно-образовательного центра на Камчатке оказалась самой необременительной для премьера - участок готовы предоставить региональные власти, а от правительства требуется делегировать своих представителей в попечительский совет. «Мы будем заражать посетителей нашими идеями, а потом выпускать их в океан», - фонтанировал планами вулканолог. «Людей в океан?» - не понял Мишустин. Но узнав, что имеется в виду «океан жизни», сказал, что и  сам с удовольствием побывает в таком центре.  

Более подробный разговор о планах развития туризма на Камчатке (а эта отрасль обеспечивает работой значительное количество местных жителей) состоялся на совещании, которое провёл вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Самым перспективным направлением для полуострова назван зарождающийся экотуризм: сейчас вся Россия зарабатывает на нем столько же, сколько один парк с горными гориллами в Руанде. «Но у нас совершенно точно есть, чем ответить руандским гориллам,» - заявил Чернышенко, отметив, что экотуризм должен стать локомотивом нацпроекта, который впервые разрабатывается в России.

По словам Владимира Солодова, количество туристов на Камчатке в ближайшие годы должно увеличиться в несколько раз - с 240 тыс до 1 млн человек. Для этого планируется  строить объекты гостеприимства, транспортной инфраструктуры, а также совершенствовать  регуляторику в области защиты окружающей среды, чтобы не нанести уникальной природе невосполнимый ущерб. Уж решено, что повторную проверку пройдут все выданные лицензии на  разработку недр.

Врио губернатора также предложил ввести на Камчатке мораторий на использование воздушных шаров, которые являются причиной гибели представителей  фауны - их остатки часто находят в желудках у птиц. Ещё одна инициатива, связанная с туризмом, касается упрощения требований к взлетно-посадочным полосам. Как показывает опыт Аляски, современной малой авиации специальные полосы, на строительство и содержание которых тратятся немалые средства, уже не нужны.  Отказ от их создания, позволит удешевить стоимость полетов до основных достопримечательностей и сделать путешествие на Камчатку более доступным для россиян.