Свежее судебное решение об аресте российских самолетов было вынесено в рамках уголовного дела, открытого на Украине. По-прежнему считая Крым своей территорией, украинцы напоминают, что еще в марте 2014 года они закрыли воздушное пространство над всем полуостровом, а заодно прекратили работу местных аэропортов. Однако около четырех десятков российских авиакомпаний, несмотря на это, осуществляют «регулярные пассажирские авиаперевозки на полуостров, нарушая международные правила полетов и законодательство Украины»,- разъясняют в Нэзалэжной. А стало быть их надо покарать:
«Прокуратура Автономной республики Крым совместно с главным управлением Службы безопасности Украины в республике обратилась в суд с ходатайствами о наложении ареста на самолеты некоторых российских авиакомпаний, нарушивших порядок въезда/выезда на полуостров и правил международных полетов, пока арестованы 65 воздушных судов-нарушителей»,- разъясняется в этой связи в сообщении украинских прокуроров.
Правда, насчет того, что 65 российских самолетов уже «арестованы», украинцы явно погорячились: это виртуальная мечта, не более. Да и вообще слово «виртуальный» является ключевым во всей этой истории. И потому что ее инициировало абсолютно виртуальное подразделение Генпрокуратуры этой страны - «Крымское». И потому что 65 российским самолетам инкриминируются авиаперевозки на виртуальную украинскую территорию - Автономную республику Крым. И потому что сама эта мера так и останется чисто виртуальной как неисполнимая, уверяют эксперты.
- Теоретически, конечно, все может быть,- разъяснил «МК» суть дела известный адвокат Дмитрий Аграновский.- Например, если у Украины есть с той или иной страной совместный договор о правовой помощи и поддержке, власти этой страны могли бы пойти на задержание на какое-то время отдельных лиц или имущества — в данном случае самолетов - «до выяснения всех обстоятельств дела». Но их в любом случае очень скоро освободили бы. А тогда настала бы очередь России обратиться в судебные органы с иском на такое задержание. И это хорошо понимают все.
Впрочем, подобное задержание по решению украинского суда российских граждан или имущества представляется возможным лишь гипотетически, подчеркнул эксперт:
- Как к этому ни относись, а международное право по своей сути — это право сильного,- напомнил он. - К примеру, почему в советские времена международное право было столь уважаемым, и его старались не нарушать? Да потому что в мире было два центра силы, которые уравновешивали друг друга — СССР и США. Потом один из этих центров исчез, а с ним — и уважение. А сейчас второй центр мировой силы в лице России и Китая восстанавливается вновь. А при таком раскладе связываться с Россией никто не будет. Тем более, что в этом случае и нашей стране было бы, что предъявить. Например, вопрос о принципиальной правомочности украинского суда, сформированного после государственного переворота.
- Могут ли арестовать наши самолеты за рубежом? Пусть только попробуют! Или, как говорят современные дети, пусть рискнут здоровьем!- подытожил российский юрист.- Ни одна разумная и уважающая себя страна не рискнет исполнять такое решение украинского суда.
Человечеству и в самом деле хорошо известны законодательные и судебные акты, не рассчитанные на реальное исполнение. Например, неоднократно принимавшийся при Екатерине II закон, запрещающий брать взятки. А кто им руководствовался? Вот и виртуальное решение украинского суда о российских самолетах из того же числа.