Драконовский проект из Курултая: Госдуму просят усилить интернет-цензуру

Заблокировать все к чертовой матери

Так уж получается, что первой, почти инстинктивной реакцией наших властей на любые проявления общественного недовольства почти всегда является «держать и не пущать». Наглядный пример такого образа государственной мысли - внесенный в парламент российский парламентом башкирским, Курултаем, и депутатом Госдумы от Башкортостана Рамзилом Ишсариным («ЕР») законопроект, который предлагает новое средство борьбы с экстремизмом в Интернете. Средство почти столь же радикальное, как гильотина - от головной боли.

Заблокировать все к чертовой матери
Фото: vk.com\Ишсарин Рамзил Рафаилович.

Да, говорится в пояснительной записке к инициативе, и в России есть реестр запрещенной к распространению информации, куда в том числе попадают сайты и интернет-ресурсы, признанные судом экстремистскими. Реестр ведет Роскомнадзор. Попавшая в него информация в Интернете должна блокироваться.

Есть и другой механизм блокирования запрещенной к распространению в России информации. Если Генпрокурор или его заместитель, получив от какого-то органа, ведомства или просто от обеспокоенного гражданина сигнал о том, что где-то попахивает недозволенным, сочтут его заслуживающим внимание, они могут потребовать от Роскомнадзора это недозволенное немедленно заблокировать к чертовой матери - без всякого решения суда.

Если уж говорить об экстремизме (а башкирские депутаты говорят именно о нем), такой механизм может быть задействован при обнаружении «призывов к экстремистской деятельности». Но побороть зло таким образом невозможно, полагают авторы законопроекта. «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», считают они, должны получить право сами, минуя Генпрокуратуру, обращаться в Роскомнадзор с требованием включить тот или иной интернет-ресурс в запретный реестр - на основании заключения эксперта о том, что в тексте или видео есть «признаки экстремистских материалов»… А Роскомнадзор должен взять под козырёк.

Чтобы оценить красоту картины, стоит обратить внимание на детали.

Во-первых, достаточно ОДНОГО заключения ОДНОГО эксперта, как следует из текста законопроекта.

Во-вторых, какие «признаки» экстремизма и в каком количестве могут быть достаточными для включения в реестр, не уточняется.

И в третьих - органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в России множество: это и полиция, и ФСБ, и ФСО, и таможенные органы, и СВР, и ФСИН, и оперативное подразделение ГРУ Минобороны.

Законопроект подготовлен «на основании предложений правоохранительных органов», уточняет пояснительная записка…

Президент Ассоциации интернет-издателей, член президентского Совета по правам человека Иван Засурский в разговоре с «МК» назвал инициативу башкирских депутатов «предложением ввести тотальную цензуру, которая в России запрещена Конституцией». «То, что предполагается использование экспертизы, вряд ли можно считать серьезным аргументом. Находишь эксперта - снимаешь сайт, и есть когорта экспертов, готовых написать любую экспертизу», - объясняет г-н Засурский. Перед нами - «развитие ситуации с суверенным Интернетом», считает он, но сам законопроект назвал «недееспособным» - если, конечно, к Конституции относиться серьезно. По мнению эксперта, появление инициативы может быть связано с недавним острым конфликтом между активистами и Башкирской содовой компанией вокруг шихана Куштау.

Возможно, какая-то связь и есть. Но свой законопроект Курултай разработал ещё весной, до острой фазы конфликта вокруг Куштау, и направил его на экспертизу в Совет законодателей, созданный для связи между федеральным и региональными парламентами. Одна из комиссий этого Совета (по странному стечению обстоятельств, её возглавляет спикер Курултая Константин Толкачев) рекомендовала законопроект в Госдуму внести. Правительство, правда, прислало отрицательный отзыв: предложенный механизм предоставляет такие новые полномочия органам оперативно-розыскной деятельности, которые «не соразмерны степени угроз общественной безопасности», говорится в нем. Но Курултай все равно настаивает на своем, потому что считает «важным решение проблемы».

Глава профильного думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн («ЕР»), в свою очередь, уверен, что «уже сегодня существует достаточно эффективных механизмов, которые позволяют оперативно блокировать информацию, содержащую признаки экстремизма» - например тот, что предполагает участие Генпрокуратуры. Чтобы расширять перечень этих механизмов, сказал он «МК», «нужны весомые аргументы, но пока авторы законопроекта не объяснили, зачем на перекрестке, где висит светофор, вешать ещё несколько». Генпрокуратура - все-таки орган, осуществляющий надзор за соблюдением законности», напоминает г-н Хинштейн, а если дать право внесудебной блокировки и другим ведомствам, «это может повлечь за собой определенные злоупотребления».

Впрочем, на каких именно материалах и экспертизах основаны решения Генпрокуратуры, мы тоже не знаем. Между тем перечень оснований, позволяющих блокировать ту или иную информацию во внесудебном порядке, растет с каждым годом. Вот и сейчас в Госдуме лежит законопроект, который предлагает по инициативе Генпрокуратуры без суда блокировать информацию не только с призывами к экстремистской деятельности, но и ту, что «обосновывает или оправдывает» экстремизм. Он поддержан Межведомственной комиссией по противодействию экстремизму, уверяют авторы - депутаты из всех фракций, что сильно увеличивает шансы на принятие. Отзыва правительства пока нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28366 от 17 сентября 2020

Заголовок в газете: Заблокировать все к чертовой матери

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру