Натовские самолеты оказались в заложниках у Лукашенко

Военный эксперт дал прогноз по-поводу возможного болгарско-белорусского конфликта

В болгарском Генштабе – паника: восемь боевых самолетов болгарских ВВС застряли в Белоруссии, а президент Лукашенко собирается закрыть границы для Европы, из-за непрекращающихся протестных выступлений. Но казалось бы, откуда в Белоруссии натовские самолеты?

Военный эксперт дал прогноз по-поводу возможного болгарско-белорусского конфликта
Фото: Krasimir Grozev.

На самом деле все очень просто: эти в прошлом советские, а теперь натовские машины – шесть Су-25К и два Су-25УБ – остались у болгарских «братушек» после их выхода из Варшавского договора. Ни Штаты, ни Европа, которые постоянно кричали о российской военной угрозе, своих новых членов НАТО перевооружать на западную технику не спешили.

Во-первых, все эти страны, как правило, были не кредитоспособны. А во-вторых, в НАТО прекрасно осознавали, что никакой реальной угрозы от России не исходит, и потому ничто не мешает использовать ресурс старой советской техники до конца, обеспечивая при этом ее обслуживание и пополнение запчастями на заводах бывших республик Союза.

Именно так все это время и поступали болгарские военные. В 2018 году они заключили с Белоруссией контракт стоимостью 73,6 млн евро на ремонт своих восьми Су-25 – а это не просто половина имеющихся у них на вооружении штурмовиков, но и четверть всей боевой авиации страны. Ремонтировать болгарские самолеты должен был 558-й авиаремонтный завод в Барановичах. Но тут Евросоюз ввел в действие санкции против Белоруссии и подписанный контракт «подвис».

Болгарам нужно было срочно решать эту проблему, так как выбора не было, иначе их ВВС не на чем было летать. В результате болгарскому парламенту пришлось вносить поправки в законодательство страны, которые позволили их Минобороны оформить временное разрешение на вывоз их Су-25 на ремзавод в Барановичи. Причем, переправляли болгарские штурмовики туда тоже белорусы своими транспортными самолётами Ил-76ТД.

И вот теперь, когда белорусский «батька» обиделся на Европу и блок НАТО, который, по его словам, сосредотачивает силы у границ его страны, судьба натовских штурмовиков вновь оказалась туманной. Болгарские военные явно не безосновательно предполагают, что Александр Лукашенко сейчас постарается использовать эту ситуацию в своих интересах. Заменить старые советские «сушки» болгарским летчикам пока нечем. Восемь подержанных американских F-16 Block 70 заокеанские хозяева обещают поставить болгарам только в 2023-2024 годах. При этом вопрос о боеспособности болгарских ВВС встанет уже сейчас.

Вот как прокомментировал эту ситуацию «МК» директор Центра стратегий и технологий Руслан Пухов:  

-Пресловутая белорусская «многовекторность» проявлялась в том числе и в том, что они на этом заводе ремонтировали самолеты таким ярым антироссийским странам, как Польша, чьи ВВС долгое время продолжали летать на наших МиГ-29. Белорусы даже поставляли запчасти для американских ВВС, у которых есть специальное подразделение по изучению нашей техники. И вот теперь, когда эта многовекторность вышла им боком, «белорусский маятник» может качнуться в другую сторону. В условиях фактически дипломатической блокады и непризнания целым рядом стран Евросоюза и НАТО Александра Лукашенко легитимным президентом, белорусские чиновники вполне могут задержать отгрузку болгарских штурмовиков. Собственно, именно это болгар и беспокоит. Хотя, я считаю, что раздувать им такой конфликт сейчас было бы крайне глупо. Что уж тут считаться: деньги болгары заплатили, значит условия контракта надо исполнять. Но Лукашенко человек своеобразный и вспыльчивый, его действия в данной ситуации могут быть непредсказуемы. Хотя, я думаю, что он вряд ли пойдет на серьезное обострение. А вот потрепать нервы своим бывшим натовским партнерам он точно сможет.