В конце концов для сэра Карлтона-Смита все окончилось благополучно. Его нашли живым и здоровым. Выяснилось, что генерала просто выбросили не туда, а связаться с ним не удалось, так как в месте его приземления не оказалось мобильной связи.
Случалось ли когда-нибудь что-либо подобное на учениях российских десантников – об этом «МК» рассказал бывший начальник артиллерии Воздушно-десантных войск России, участник боевых действий в Афганистане, а также миротворческих операций в Югославии и Абхазии, полковник запаса Василий Шнипов.
Как уточняет британская The Sun, сэр Карлтон-Смит в прошлом возглавлял элитное авиадесантное спецподразделение SAS, так что парашютный прыжок с вертолёта Wildcat для него не был в новинку. Тем самым он хотел поддержать боевой дух своих подчиненных, но в результате лишь создал им массу проблем.
Правда, вины самого генерала-парашютиста тут, похоже, нет. Как позже выяснилось, летчики сбросили его не на ту площадку, куда изначально планировалось, и где его ожидали встречающие. Когда они услышали шум удаляющегося вертолета, а высокопоставленного гостя на условленном месте встречи обнаружить так и не удалось, среди военных началась паника. Забыв про учения, все они тут же бросились на поиски генерала. А ему, в ожидании столь «гостеприимной» встречи, пришлось тем временем вспомнить полученные ранее навыки выживания в незнакомой местности.
Как в последствии заявил один из высокопоставленных британских военачальников, комментируя этот случай, все это можно было бы считать курьезным и смешным, если бы подобное в последнее время не случалось чаще, чем многие это могут представить.
- Вины британского генерала тут никакой нет, - считает эксперт «МК» Василий Шнипов. - Как нет и вины английских воздушно-десантных подразделений. Это чисто вина летчиков, которые сбросили военачальника не на ту площадку. А генерал – молодец! Не растерялся и применил свои знания по выживанию на незнакомой местности. Так что, можно считать, проявил себя достойно.
По мнению эксперта, наши российские летчики, выполняющие подобные задачи, достаточно хорошо подготовлены.
- Десантирование у нас обычно происходит на совместных учениях с военно-транспортной авиацией, которые проводятся регулярно, - поясняет Василий Шнипов. - Даже в те времена, когда в армии не хватало топлива, все равно мы постоянно проводили такие совместные маневры, где мы – десантники, учились благодаря летчикам-транспортникам, а они – благодаря нам. Так что уровень подготовки нашей военно-транспортной авиации, я уверен, не позволяет совершать подобных ошибок. На моей памяти ничего подобного не было. Хотя наши командиры, командующие и другие большие военачальники тоже часто совершали парашютные прыжки.
По словам эксперта, эта традиция была заведена еще легендарным командующим ВДВ Василием Маргеловым. Он – ветеран войны, Герой Советского Союза в своем уже немолодом возрасте часто прыгал с парашютом.
- Если уж сам Маргелов прыгал, то как могут не делать этого другие наши командующие? – говорит полковник Шнипов. - Я не знаю ни одного командующего ВДВ, который бы не совершал прыжки. Хотя, наверное, по программе подготовки для них они и не являются обязательными. Но иногда командиру важнее личным примером воодушевить бойцов, нежели находится где-то вдалеке. Вспомните хотя бы Великую Отечественную войну. Сколько раз Георгий Константинович Жуков был на переднем крае, не говоря уже о любителе передовой Рокоссовском? Они ведь тоже могли бы находится где-нибудь сзади, но часто шли вперед, считая это необходимым. Так что и этот английский генерал – молодец! А вот проблемы подготовки летчиков британской авиации – налицо.