Оценена возможность войны за Приднестровье при президенте Молдавии Санду

Главная задача ее западных спонсоров – сдерживание России

По итогам второго тура президентских выборов в Молдавии победа досталась бывшему премьер-министру, председателю прозападной партии «Действие солидарность» Майе Санду - она набрала 57,71%. Действующего президента Игоря Додона, который проводил пророссийскую политику, поддержали 42,29%. Мы спросили эксперта, какие военно-политические последствия могут иметь итоги молдавских выборов и возможен ли военный конфликт вокруг Приднестровья.

Главная задача ее западных спонсоров – сдерживание России

Майя Санду в ходе предвыборной кампании не раз заявляла о приверженности евроатлантической солидарности. Не исключала вхождения страны в НАТО. Кроме того, она называла дестабилизирующим фактором присутствие в непризнанном Приднестровье российских миротворцев. Что будет дальше, после выборов? На этот и другие вопросы ответил эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

- Насколько реально отражают итоги второго тура президентских выборов в Молдавии настроения в обществе? Получается, что более половины жителей Молдавии – за прозападный и антироссийский курс?

- Это не так, конечно. Голосование в диаспорах выходит за рамки обычного голосования в стране. Что касается общества, то оно не было сейчас прямо сфокусировано на отношениях с Россией. Отношения с Россией – это важный момент, но он не разыгрывался, если так можно сказать, на этих выборах. Голосование в стране дало очень близкий результат – 50 на 50.

- Почему проиграл пророссийский Игорь Додон?

- В электоральных неприятностях Додона в значительной степени виноват он сам. Сказались его бездействие, неумение сосредоточиться на каких-то перспективных вещах. Поэтому говорить, что результат выборов отражает отношение общества к России – это неправильно.  

- Учитывая предвыборные заявления Санду о евроатлантической солидарности, когда Молдавия может начать процесс вступления в НАТО? Пойдет ли НАТО на это?

- НАТО не пойдет. Реализовывать прозападный курс Санду сможет только тогда, когда пройдут парламентские выборы, и она получит вместе с партнерами большинство в парламенте. Президент в Молдове не возглавляет исполнительную власть, и поэтому пока пост президента не дополнен составом правительства, реализовывать некий курс будет достаточно сложно.

Мы помним, какие сложности были у Додона, когда в Молдове было правительство, которое неформально возглавлял тогдашний лидер страны Владимир Плахотнюк.

То же самое может быть и сейчас. За исключением того, что Додон – не Плахотнюк. И сможет ли он при президентстве Санду сформировать и поддерживать устойчивое большинство в парламенте и правительстве – пока не ясно.

- Когда Санду возьмется за устранение «фактора дестабилизации», как она называла присутствие российских миротворцев в Приднестровье?

- Думаю, этим она будет заниматься все время. Она не может сама убрать российских миротворцев. Но будет всячески стараться затруднить их работу и говорить о необходимости завершения их миссии. Это для нее и ее западных спонсоров – вопрос номер один. Они понимают, что это действительно важный момент для России и рычаг ее сдерживания. Но пока она ничего не может с ним сделать.

Во времена Плахотнюка у России были сложности с ротацией миротворцев через Кишинев – их доставкой для замены в Приднестровье. Той части миротворцев, которые не являются местными жителями. Особенно, когда Украина прекратила железнодорожное и воздушное сообщение с Россией. Создать сложности с ротацией миротворцев – это момент сдерживания России. Для этого опять-таки нужно, чтобы в руках Санду было правительство.

- Пойдет ли Санду на военное решение приднестровской проблемы?

- Думаю, от нее это не зависит. Это зависит от Запада. На мой взгляд, сейчас этот вопрос очень рано ставить. Никакой конкретики быть не может, и никто, собственно говоря, не собирается сейчас ставить этот вопрос.

Для Санду и ее политических спонсоров важно создать реальные инструменты сдерживания России и давления на Россию. Что касается военного решения приднестровской проблемы, его актуальность еще не наступила ни для Санду, потому что она только президент без исполнительной власти, ни для Запада, который будет присматриваться к ситуации.

- Почему Россия так пассивно себя вела в период президентских выборов в Молдавии?

- А что, она как-то по другому себя ведет в других случаях? Например, в Киргизии или в Армении, когда к власти пришел антироссийская команда Пашиняна?

- Вы имеет в виду установку Кремля не вмешиваться во внутренние дела?

- Это называется по-другому: отсутствие реальных инструментов влияния на внутреннюю политику в других странах. Для этого нужно, как называют на Западе, постоянный «супервайзинг» – контроль, наблюдение, мониторинг ситуации. Это нельзя сделать словами или «без рук». Нужно постоянно присутствовать в этом обществе и передвигать эти фишечки.

Читайте также: Козырная дама Санду в Молдавии выходит в тузы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру