Forbes подсчитал боевые самолеты и вертолеты ВКС России

Боевая эффективность выросла, количество сократилось

Российская военная авиация с 2009 года существенно обновилась, ее боевая эффективность выросла, тем не менее, по количеству она отстает от ВВС США и НАТО. К такому выводу пришел аналитик Леонид Нерсисян, на которого ссылается американское издание Forbes.

Боевая эффективность выросла, количество сократилось

По данным аналитика, с 2009 по 2020 год Вооруженные Силы России получили примерно 460 новых боевых самолетов, 110 учебно-боевых самолетов, а также 360 ударных вертолетов. Кроме того, было модернизировано 320 ранее выпущенных самолетов, включая примерно 150 высотных перехватчиков МиГ-31, а также значительное количество фронтовых бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-25, истребителей Су-27 и палубных самолетов Су-33.

Обновление парка ВКС, по мнению автора, началось после неудачных действий российской авиации в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года, которые стали следствием упадка военной авиации после развала Союза в 1991 году.

ВВС России списали более тысячи старых однодвигательных самолетов МиГ-23, МиГ-27. Если в 2000 году в ВВС было примерно 2000 боевых самолетов, то сегодня их 1200. Количество ударных вертолетов сократилось с 700 до 400. В то же время, делает вывод автор, боевая эффективность военной авиации выросла, поскольку новые самолеты и вертолеты гораздо эффективнее старых машин.

75% боевых самолетов ВКС являются новыми или модернизированными. Они имеют более совершенные авионику и навигационные средства, высокоточное оружие, эффективные средства преодоления ПВО.

С 2009 года закуплено 12 самолетов Су-27СМ3, 134 Су-30СМ и Су-30СМ2, 88 Су-35С, 127 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 1 Су-57, 50 МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ, 24 корабельных истребителя МиГ-29К, 2 МиГ-35, 1 Ту-160.

Обновился парк армейской авиации. Армия получила новые ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» и Ми-28НМ, Ка-52 «Аллигатор» вместо устаревших Ми-24.

Аналитик особо отметил важность боевого опыта, который получили российские ВКС в Сирии. «Российская боевая авиация стала способна к локальным и даже региональным конфликтам, - цитирует издание Нерсисяна, - Но все еще сильно отстает от американских и натовских ВВС».

К слабым местам ВКС РФ аналитик отнес, в частности, отсутствие недорогих высокоточных управляемых боеприпасов – аналогов американских JDAM, «Россия также испытывает трудности с наращиванием производства ракет класса «воздух – воздух», используемых за пределами визуальной дальности», - пишет издание.

По мнению автора, аэрокосмическая отрасль в целом страдает от «отсутствия оптимального управления на многих предприятиях». Он напомнил, что государство вынуждено поддерживать убыточную Объединенную авиастроительную корпорацию, накопившую 530 млрд рублей долгов.

Аналитик оценил также перспективы дальнейшего перевооружения российских ВКС. Они связаны, в частности, с закупкой истребителя 5-го поколения Су-57. Судьба проекта, считает аналитик, будет зависеть от разработки более мощных двигателей и усовершенствованных радаров для Су-57.

По словам автора, Су-57 быстрее и маневреннее в ближнем бою, чем американские истребители-невидимки F-35, но считается, что Су-57 значительно более заметен на радарах, особенно с боковой или задней стороны.

Издание прогнозирует, что ВКС России продолжит закупку усовершенствованных самолетов 4-го поколения Су-35С, Су-30СМ2, Су-34. Менее перспективным он назвал проект МиГ-35, продолжающего линейку легких истребителей МиГ-29.

Кроме того, считает Нерсисян, ВКС России продолжат модернизацию самолетов дальней авиации Tу-95MСM и Tу-22M3M. Они получат крылатые ракеты большой дальности для нанесения ударов с безопасного расстояния. Продолжится производство Ту-160МС, которых ВКС заказали несколько десятков.

Аналитик считает, что перспективный стратегический самолет и высотный перехватчик нового поколения МиГ-41 вряд ли будут готовы ранее 2030 года.

К проблеме российского авиапрома Нерсисян отнес отсутствие у России ударных беспилотников. Проекты «Альтиус» и «Охотник» еще только предстоит довести до конца. Он считает, что беспилотные системы большой продолжительности полета у России появятся только года через 3-4.