«Мишустину пришлось перестраивать работу правительства на ходу»

Эксперты оценили усилия премьер-министра по минимизации удара коронакризиса

В среду, 3 марта, премьер-министру Михаилу Мишустину исполнилось 55 лет. Однако бодрые шуточки о «дважды отличнике» вряд ли тут уместны, и сам глава правительства их наверняка бы не поддержал. Потому что встречать свой полуюбилей ему приходится в ситуации серьезнейших испытаний, выпавших на долю страны.

Эксперты оценили усилия премьер-министра по минимизации удара коронакризиса

На плечах премьера тяжким грузом так и не закончившаяся пока пандемия, так и не отошедшая от локдауна экономика, так и не оживший до конца бизнес, так и не восстановившее доходы население. Как же можно оценить тот период — чуть больше года, что провел во главе кабинета министров Михаил Мишустин? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к экспертам.

Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития, в прошлом — помощник премьер-министра РФ Виктора Черномырдина: «В 2020 году на долю Михаила Мишустина выпали неслабые испытания, означавшие, среди прочего, глобальную корректировку первоначальных замыслов правительства. В январе Мишустина назначили, а в марте, в условиях «боевых действий» против коронавируса, пришлось все менять — выстраивать с колес меры поддержки населения и бизнеса, организовывать борьбу с инфекцией. И без антикризисных усилий экономика в итоге упала бы глубже как минимум на 2 процентных пункта. Намного сильнее сократились бы реальные располагаемые доходы населения, больше выросла бы безработица. 

Но я бы обратил внимание даже не столько на количественный расклад, сколько на качественную сторону управленческих решений. Во-первых, на порядок выросла скорость их принятия и исполнения, равно как адекватность понимания болевых точек экономики. Во-вторых, заметно выросла интенсивность коммуникаций с бизнесом, обществом и регионами. Главное, что именно в пандемическом 2020 году кабинет Мишустина не на словах, а на деле перешел к реализации структурной повестки, к планомерной работе по преодолению структурных ограничений развития. А дальше, на основе новой технологической платформы, открываются перспективы по качественной перезагрузке пенсионной системы, по повышению эффективности социальных расходов, по обелению экономики, по оптимизации налогообложения для населения».

Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»: «Мишустин очень серьезно перекроил под себя и правительство, и институты развития. Он стремительно наращивает влияние. То, что он затеял одновременно три реформы — органов исполнительной власти, аппарата правительства, институтов развития, — говорит о том, что он чувствует себя достаточно уверенно. Мы видим, что он стал вторым политиком по рейтингу в стране. Это показывает, что у него достаточно большой запас прочности.

Соглашусь, что он превращается из технократа в политическую фигуру. Особенно учитывая тот факт, что пару недель назад, когда было присуждение премии «Гамбургский счет» — политической премии Российской ассоциации по связям с общественностью, Мишустин был назван политиком года.

Пока каких-то назревших реформ у него не видно. То есть он очень активен в бюрократической сфере, организационной, но собственно каких-то реформ, которые корректируют экономическую или социальную модель, мы с его стороны не видим. Пока, скорее, есть одна настораживающая вещь — склонность к дирижизму, в частности, попытки в ручном режиме регулировать цены на те или иные продукты.

Есть ли у него возможность перерасти премьерские рамки? Если вы имеете в виду аналог ситуации в 1999 году, то это все очень ситуативно. Гипотетически такую возможность отрицать нельзя, но пока ничто не дает нам оснований полагать, что отрабатывается сценарий преемничества. Думаю, пока таких сигналов просто нет. Кстати, тут можно было бы отметить, что по объективным причинам из всех премьеров последних десятилетий Мишустин с президентом лично общается меньше всех».

Алексей Зубец, профессор Финансового университета при Правительстве РФ: «Считаю, что России удалось перенести коронавирусную эпидемию без серьезных потерь. В заслугу властям можно отнести и отказ закрывать экономику осенью, когда, собственно, в мире и нашей стране началась вторая волна пандемии. Повторный локдаун нас миновал. 

Скорее всего, само решение принимал Путин, но ответственность за него взял на себя Мишустин. Эта ставка полностью оправдалась, позволив в целом сохранить экономику, смягчить удар по уровню жизни населения.

Сейчас он занят формированием своей команды, и я думаю, что до выборов мы еще увидим серию кадровых изменений в кабинете. Кроме того, пару месяцев назад правительство приступило к переписыванию нацпроектов, а фактически — к переосмысливанию всей этой стратегии.

Опять же, на Мишустине лежит основная ответственность за конечный результат, хотя инициатор не он. Это очень серьезный вызов для него. Также ему предстоит решать нетривиальную задачу, связанную с созданием единой автоматизированной структуры на базе социальных фондов — Пенсионного, Фонда социального страхования и, возможно, Фонда добровольного медицинского страхования. Проект не очень внятный по своему формату, но выглядит многообещающим, поскольку упрощает населению получение соцпособий. Поскольку Мишустин — бывший айтишник, ему это близко».

Михаил Беляев, финансовый аналитик, кандидат экономических наук: «То, как Мишустин работал в прошлом, совершенно экстраординарном году, характеризует его самым положительным образом. Вместе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым они начали делать очень правильные вещи – вносить в экономику элементы ясности, прозрачности, предсказуемости. Они попытались разобраться, опять-таки, с помощью цифровых технологий, что же у нас в экономике происходит, что в тени, а что - на свету.

Ясно, что в одночасье структура нашей экономики, занимающей шестое место в мире по объему ВВП, поменяться не может. Но движение в этом направлении есть. У Мишустина есть также понимание того, насколько неравномерно развиты российские субъекты и города: у нас по уровню материального и социального благополучия явно выделяются Москва и Санкт-Петербург, Свердловск и Новосибирск, а множество регионов по всей стране все еще бедствует. Об этом свидетельствуют хотя бы маршруты его командировок по стране: он выбирает, в первую очередь, проблемные, регрессивные, дотационные регионы».

Алексей Макаркин, политолог, вице-президент фонда «Центр политических технологий»: "Сейчас тема пандемии уходит, и появляется возможность вернуть к тому, для чего Мишустина, собственно, и приглашали на должность премьер-министра. Интересно, что если мы посмотрим на соцопросы, то мы увидим достаточно высокую поддержку и у правительства, и у премьера. Это означает, что люди, хотя у них много претензий к власти, к чиновникам, при этом понимают, что правительство делает достаточно много.

Если говорить персонально о Мишустине, нужно сказать и о его стиле. Во-первых, это повышение исполнительской дисциплины, контроля за исполнением решений. Это видно, например, по тем сообщениям, которые поступают,  по той же реализации нацпроектов.  

Вот было президентское поручение о создании фонда, который поддерживает людей с тяжелыми заболеваниями. Мы уже видим, что и фонд заработал, и уже есть самые первые результаты, хотя он только что начал работать. 

Во-вторых, сами решения принимаются более оперативно. Была многолетняя грустная история: спорили, что делать с магистралью Москва-Казань. Должна ли это быть новая железная дорога, или нужно отремонтировать действующую дорогу, или построить шоссе. Как часто бывает, при этом реально ничего не делалось. А сейчас уже принято решение, что это будет шоссейная магистраль, реализация проекта запущена, установлены сроки. То есть проявлена политическая воля, принято решение, которое уже исполняется. 

С оценками относительно его политического будущего я бы не спешил, пока явно рано. Думаю, это зависит от целого ряда обстоятельств. Во-первых, от того, удастся ли правительству выйти на ощутимый экономический рост, который  видят обычные граждане.  А во-вторых, эксперты и журналисты, конечно, могут говорить, что и доверие растет, и люди оценивают деятельность  правительства, но тут важна и позиция самого премьер-министра, чего он сам хочет. Насколько я понимаю, на сегодня мы можем говорить, только что он продолжает работу именно как человек, отвечающий за экономику. Те заявления, которые он делает, и задачи, которые решает,  они связаны с этим.

Читайте материал "Неизвестный Мишустин: "Ляжет под шайбу без раздумий"