Власть одобрила ужесточение уголовки за пьяную езду

Статью УК сочли недостаточно суровой

Правительственная комиссия по законопроектной работе одобрила инициативу МВД об ужесточении уголовной ответственности за пьяную езду для тех, кто ранее уже был осужден за аналогичное преступление. Эксперты считают, что одними лишь большими сроками проблему пьянства за рулем не решить, но ничего другого власти пока не предлагают.

Статью УК сочли недостаточно суровой
Самый растиражированный случай пьянки за рулем — Михаил Ефремов.

Статья 264.1, которую сочли недостаточно суровой по отношению к пьяным водителям, появилась в Уголовном кодексе в самом конце 2014 года — тогда тоже говорили, что она позволит сократить число пьяных рецидивов на дороге. До 2 лет лишения свободы, обязательные работы или штраф от 200 до 300 тысяч рублей, а также до 3 лет запрета на определенные профессии или должности сейчас грозит тем, кого ранее уже наказывали в административном порядке за пьяную езду, но в течение года они позволили себе нечто подобное, — а также тем, кто по этой статье осуждался ранее, но не унялся.

Подготовленный МВД законопроект (скоро он может быть внесен в Госдуму) предлагает для совсем уж злостных рецидивистов, то есть ранее осуждавшихся по этой же статье УК или по более тяжкой статье о «пьяных» ДТП, приведших к травмам или смертям, максимальный срок лишения свободы увеличить до 3 лет, штраф поднять до 300–500 тысяч рублей, а срок «запрета на профессию» увеличить до 6 лет. Отделаться обязательными работами будет нельзя. Зато судьям дадут возможность отправлять виновных на исправительные работы на срок до 2 лет или ограничивать их свободу на срок до 3 лет.

Пояснительная записка к законопроекту изобилует статистикой и примерами.

Число правонарушений, подпадающих под 264.1, вроде как неуклонно из года в год сокращается, но остается «на высоком уровне»: в 2016 году дознаватели МВД отправили в суд 84 183 таких дел, в 2017-м — 78 980, в 2018-м — 72 149, в 2019-м — 64 919, в 2020-м — 65 195.

Но если посмотреть еще и статистику Судебного департамента Верховного суда, которую МВД не приводит, то выяснится: из отправленных в суд дел приговорами ежегодно завершалось гораздо меньше: в 2016 году — 75 271, в 2017-м — 72 018, в 2018 году — 66 287, в 2019 году — 59 543. Статистики за 2020 год полностью еще нет.

Причем число нарушений, совершенных теми, кого по этой статье уже осудили, выросло «значительно», говорится в документе: до 20% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности в 2020 году… В некоторых регионах дела совсем плохи: «рекордсмен» — Удмуртия, где 49% осужденных по 264.1 вновь попались на пьянке за рулем.

Рецидивисты в большинстве случаев отделываются обязательными работами либо в крайнем случае лишением свободы условно, отмечается в пояснительной записке. Примеры поражают воображение. Гражданин Ч. в Калининградской области, например, в 2016 году совершил 14 преступлений по статье 264.1, но осужден был 4 раза. Гражданин В. в 2016 году три раза представал перед судом в Амурской области по 7 эпизодам…

Вывод, который делают авторы, — «на бытовом уровне» такого рода нарушения считаются незначительными, и, выпив, россиянин надеется, что ничего страшного не произойдет, даже если он попадется, и вновь садится за руль. Значит, надо наказание ужесточать.

В думском Комитете по госстроительству и законодательству «изучат все аргументы МВД и правительства», сказал «МК» его глава Павел Крашенинников («ЕР»). Но «хотелось бы, чтобы ужесточение законодательства при решении столь важной проблемы сопровождалось соответствующим правоприменением, обеспечивающим неотвратимость наказания». В любом случае «одним увеличением сроков проблемы не решить», считает депутат.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин вообще полагает, что «с точки зрения полицейской, может, и есть логика в том, чтобы дать пьяному сесть за руль, совершить преступление, а потом его поймать и примерно наказать, но с точки зрения житейской — нет, потому что сам законодатель в пояснительной записке фактически признается, что все меры по борьбе с пьянкой за рулем при помощи ужесточения ответственности не дают значительного улучшения». «Неужели вы думаете, что водитель, когда садится пьяным за руль, думает — «та-а-ак, сегодня два года наказание за это, а завтра будет три, и сегодня можно еще, совершу-ка я нарушение»? — спрашивает эксперт. Единственное, что может сократить число потенциальных пьяных убийц за рулем, — профилактика, для чего надо «поднимать на борьбу с этим явлением гражданское общество: если люди не будут пытаться остановить пьяного, который пытается сесть за руль, если они не будут сообщать полиции о таких фактах, как делается в развитых странах, — никаких изменений не будет», уверен г-н Травин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28498 от 17 марта 2021

Заголовок в газете: Пьяная езда обойдется дороже