Названы версии гибели индонезийской субмарины: помогли подводные фото

Причиной затопления могла стать усталость металла корпуса

Мировые СМИ активно обсуждают сделанные на глубине с помощью подводных аппаратов фото затонувшей индонезийской субмарины KRI Nanggala 402. Объявлено, что все 53 находившихся на борту человека погибли. Причины ЧП пока неизвестны. Эксперт «МК» предположил несколько версий случившегося.

Причиной затопления могла стать усталость металла корпуса
Фото: U.S. Navy.

Субмарина ВМС Индонезии пропала на прошлой неделе. Она должна была выполнить учебные торпедные стрельбы в 60 км от Бали. Но связь с ней была потеряна. Все это время шли ее поиски. Запас кислорода на лодке должен был закончиться в субботу. Шансов на спасение экипажа, по оценке экспертов, было очень мало.

В воскресенье индонезийский военный министр Хади Тьяхджанто сообщил, что найдены фрагменты лодки и получены первые подводные снимки. Он объявил о гибели всех 53-х человек, находившихся на борту. Журналистам были продемонстрированы несколько поднятых с глубины предметов, принадлежавших членам экипажа.

Фрагменты лодки обнаружены на глубине 600-700 метров. При том, что максимально допустимая глубина для лодок этого проекта — 200 метров. Именно на такую глубину погружения рассчитан прочный корпус лодки. На глубине 600-700 метров давление на квадратный сантиметр составляет порядка 60-70 килограммов. На квадратный метр, соответственно — 600-700 тонн. Не удивительно, что корпус старой индонезийской субмарины разрушился.

Индонезийские власти говорят, что причина ЧП до сих пор не установлена. По версии ВМС Индонезии, электрический сбой мог привести к тому, что подводная лодка не смогла осуществить экстренное всплытие.

Дизельная подлодка немецкой постройки KRI Nanggala 402 стоит на вооружении ВМС Индонезии с 1981 года. Всего в ВМС страны 5 таких субмарин. Индонезия - крупнейший в мире архипелаг. Страна расположена на 17 тыс. островах.

Оценивая появившуюся информацию, военный эксперт капитан 1-го ранга Владимир Гундаров сказал «МК», что установить причины гибели подлодок бывает очень и очень сложно, даже если лодку удается поднять.

- В основном все подлодки тонули и гибли по двум причинам: либо это пожар, либо затопление, - сказал эксперт. - К примеру, наиболее известные катастрофы с атомными субмаринами ВМС США — это гибель американской подлодки USS Thresher (SSN-593) 10 апреля 1963 года в Атлантике и гибель USS Scorpion (SSN-589) 22 мая 1968 года тоже в Атлантике. Так вот, если известно, что лодка «Трешер» погибла из-за поступления воды в машинный отсек из-за трещины в прочном корпусе, то в отношении гибели лодки «Скорпион» - причина не установлена до сих пор.

Что касается индонезийской подлодки, то можно предположительно сказать, что она неожиданно начала погружаться на запредельную глубину. Почему? Здесь могут быть две причины. Либо это техническая неисправность системы управления погружением и всплытием, либо лопнул прочный корпус, и началось затопление внутренних отсеков. Индонезийская лодка была построена еще 1970-х, то есть ей уже почти полвека. Это старая дизельная лодка. Я не знаю таких случаев, чтобы по 50 лет дизельные лодки находились в боевом составе ВМС какой-либо страны.

Пусть даже она проходила модернизацию, ремонт, но есть такое понятие, как усталость самого металла корпуса. Могли появиться микротрещины, меняющие прочностные характеристики корпуса. В какой-то момент при погружении трещина увеличилась, неожиданно хлынула вода, затопила технические помещения, произошло короткое замыкание, которое и вывело из строя управление. И лодка начала опускаться на дно. А после того как она опустилась на запредельную глубину, ее просто там раздавило массой воды. Думаю, это наиболее вероятная версия.

Если бы произошел пожар на борту, который бы обесточил все энергосистемы, то все равно еще остается аварийный способ сохранить управление лодкой и спастись — продувка главного балласта. Он продувается сжатым воздухом. При этом никакая электрическая система не нужна. Просто матрос подбегает, крутит вентиль, и сжатый воздух поступает в балласт и выдавливает воду, лодка всплывает. В случае с индонезийской лодкой этого не произошло.

Возможно, на борту произошел взрыв торпеды из-за ошибки экипажа. В этом случае лодка получила трещину и произошло молниеносное затопление. Нечто похожее, кстати, произошло с нашим «Курском».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру