Спрогнозировано будущее Виктора Медведчука после домашнего ареста

«Его рано или поздно отпустят»

Украинский олигарх и депутат Верховной рады Виктор Медведчук 21 мая пытается оспорить в суде свой домашний арест, под который он попал по обвинению в государственной измене и посягательстве на нарушение правил ведения войны. Заседанию суда предшествовала драка между сторонниками и противниками арестованного, известного своими теплыми чувствами по отношению к России.

«Его рано или поздно отпустят»

«МК» выяснил у экспертов, возможно ли, что суд решится изменить Медведчуку меру пресечения.

Алексей Якубин, украинский политолог: «Во-первых, Медведчук три месяца назад был обвинен в финансировании терроризма, до сих пор никаких доказательств предъявлено не было, но с тех пор он находится под санкциями. Это повлияло на его домашний арест, потому что без санкций он бы мог выйти под залог.

То есть формально он мог себя выкупить, но государство лишило его такой возможности, заморозив все его счета. Возможно, у адвокатов получится использовать этот аргумент, чтобы добиться смягчения домашнего ареста или вовсе его отмены.

Во-вторых, тяжесть вменяемого преступления не равна мерам предварительного задержания. При этом Медведчук является депутатом Верховной рады, и он хочет выполнять свои обязанности. Он уже ходит с браслетом и мог бы точно так же ходить с ним в парламент.

В-третьих, в ходе своей пресс-конференции Зеленский ясно дал понять, что считает Медведчука «врагом Украины». Это может быть расценено как попытка давления на суд. Однако все будет зависеть от того, готов ли суд идти против президента».

Кирилл Барашков, эксперт «Киевстратпро»: «Сам факт того, что обвиняемый в государственной измене и нарушении правил ведения войны находится под домашним арестом, не вызывает ничего, кроме смеха. Очевидно, что все это уголовное дело и судебный процесс политически мотивированы. 

При этом есть серьезная вероятность того, что дело развалится, и Медведчука рано или поздно отпустят на свободу.

Во-первых, судебная ветвь власти на Украине хоть сколько-нибудь независима. Во-вторых, дело Медведчука рассматривают в том же суде, где в прошлом судили Юлию Тимошенко. И судья, который выносил ей приговор, сегодня следит за делом Медведчука из-за границы. Наверняка нынешний судья тоже понимает свои перспективы и не будет спешить выносить приговор под абсолютно надуманным предлогом.

В-третьих, судя по всему, нет политического решения еще больше обострять отношения с Россией, а значит, прокуроры тоже не будет излишне упорствовать».  

«Выбрал понятное поле битвы»  

Государственная измена заключается в том, что Медведчук в телефонном разговоре со своим соратником Тарасом Козаком якобы проговорился о расположении какого-то секретного подразделения ВСУ.

Тарас Козак исчез – по информации его «подельника», он в Белоруссии на лечении, а по мнению прокуроров, прячется в России. Поэтому суд определил ему и арест, и залог. А вот заслуженный юрист Украины Виктор Медведчук выбрал понятное ему поле битвы, сформировал группу профессиональных адвокатов и отбил в суде и заключение в СИЗО, и залог. Он сейчас на домашнем аресте в личном поместье.

Почему Медведчук спокоен на всех заседаниях? А потому, что его невозможно арестовать по новым украинским законам.

Тут все просто: украинский УПК при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей просто обязан определить еще и размер залога – как альтернативную меру пресечения. И существуют только три исключения, когда залог не может быть назначен: если преступление совершено с использованием насилия или с угрозами его использования; если преступление привело к гибели человека; если уже в рамках этого уголовного производства залог избирался, но был нарушен. Как видите, «государственной измены» в этом списке нет.

Такой УПК был принят во времена Виктора Януковича, творцом его считают влиятельного юриста Андрея Портнова. Поэтому чиновника, совершившего любое экономическое преступление, просто нереально отправить за решетку, а заодно нельзя арестовать до приговора и обвиняемых по целому ряду статей, связанных с преступлениями против государства. Зная это, Верховная рада с подачи Петра Порошенко в 2014 году изменила эту «норму» законодательно: обвиняемые в «сепаратизме», «финансировании терроризма» и прочих подобных статей стали годами сидеть в СИЗО до суда или, скорее, до очередного обмена пленными.

Но в первые недели правления Владимира Зеленского, в июне 2019 года, Конституционный суд Украины вынес решение по жалобе депутата Надежды Савченко, которую тогда год продержали в СИЗО по подозрению в подготовке государственного переворота и расстреле Верховной рады из минометов. Конституционный суд своим решением сделал возможным освобождение Савченко до приговора суда, а заодно из СИЗО вышли и мэр Славянска образца 2014 года Неля Штепа, и лидер Партии Регионов луганчанин Александр Ефремов. Всем троим, кстати, несмотря на проведенные в СИЗО годы, до сих пор не вынесены приговоры: украинские суды в таких делах крайне медленны.

Из-за того самого решения КС Виктор Медведчук тоже может отправиться в СИЗО теоретически разве что на ночь или на выходные – пока не соберут легальные деньги на залог и не внесут их официально на счет украинского государственного казначейства. По идее, Медведчук и его жена находятся под санкциями украинского СНБО и США и не могут легально воспользоваться тремястами миллионами на внесение залога. На практике же эти деньги могут внести и народные депутаты фракции  «Оппозиционная платформа – За жизнь». Среди депутатов партии Медведчука в украинском парламенте есть шесть человек, у которых в официальных декларациях только наличными показано больше ста миллионов гривен.

Что же тогда делает Зеленский? В Киеве многие считают, что группа сценаристов «Студии 95 квартал» поставила на государственном уровне очередную комедию. Ну, просто потому, что СБУ, которое сейчас возглавляет бывший сотрудник юридического отдела «95 квартала», вполне могло при большом желании предъявить Медведчуку несколько другое обвинение с «угрозами использования насилия». И только тогда он бы мог сидеть в СИЗО.

А по нынешним обвинениям Медведчук сидеть не будет, но зато будет на виду, с растущим политическим рейтингом – как у «гонимого властью».  А суд над Медведчуком может вполне еще продлиться года два-три – до выборов.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру