Рецепт по борьбе с Лукашенко: Запад поздно опомнился

Москва одержала очень важную тактическую победу во внешней политике

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг «серьезно обеспокоен более тесным сотрудничеством Москвы и Минска». По его глубокому убеждению, Белоруссия «становится все зависимее» от России. Где же ты раньше был, милой? И, говоря про «раньше», я имею в виду не некий абстрактный отрезок времени в прошлом, а события совсем недавнего времени — после вынужденной посадки иностранного самолета в Минске. Реакция европейской части коллективного Запада и, в еще большой степени, официального Киева на этот инцидент позволила Москве одержать очень важную тактическую победу во внешней политике.

Москва одержала очень важную тактическую победу во внешней политике

Перед написанием этого текста я решил освежить свою память и вспомнить некоторые из мудрых мыслей, которые лучшие умы человечества сформулировали по поводу лени: «Лень возникает в результате нехватки в организме волшебного пендаля». «Пока вы ленитесь, другие делают. Не стоит потом говорить о несправедливости жизни». «Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает». «Лень делает всякое дело трудным». В 99 случаях из 100 все эти афоризмы являются верными. Но не стоит уж совсем забывать про этот пресловутый один процент. Он тоже случается. И тогда лень — или, если выражаться более наукообразно, осознанная пассивность во внешней политике — приносит свои очень даже весомые плоды.

Возьмем недавнюю историю, положившую начало цепи событий, в результате которых у режима Батьки появился уж не знаю, насколько искренний, но точно весьма словоохотливый пропагандист — Роман Протасевич. Реагируя на эту историю, ЕС действовал на уровне инстинктов и забыл, что в иных, по сути, очень схожих ситуациях он принимал решения, основываясь не на праведном гневе и высочайших «международных правовых стандартах», а на том, что принято называть реал-политик. Наблюдалась ли, например, какая-либо масштабная гневная реакция правительств стран ЕС на массовое скрытое похищение людей по всей Европе в рамках программы создания сети секретных тюрем ЦРУ при Буше-младшем? Не наблюдалась, так вышеупомянутые европейские правительства, несмотря на их высокие моральные и политические принципы, были активными участниками этой программы.

И нет, я не пытаюсь отмазать режим Лукашенко, к которому питаю глубокую неприязнь, и, соответственно, «замазать» Европу. Разговор на самом деле вообще идет не о Европе, которая на данный момент понесла минимальный ущерб от своего гневного наезда на официальный Минск. Говорить стоит прежде всего об Украине. Без малого год тому назад Киев вплотную подошел к тому, чтобы оторвать режим Лукашенко от России. Сейчас же Батька открыто говорит о возможности начала полетов белорусских самолетов в российский Крым.

Остановится ли здесь все на уровне разговоров — вопрос пока открытый. Но важно другое: резкое усиление белорусско-украинской конфронтации стало явью без всяких усилий со стороны Москвы. Кремлю не потребовалось даже выражать свою горячую поддержку умению Лукашенко незапланированно сажать в Минске чужие самолеты. По крайней мере, внешне Россия заняла отстраненно-пассивную позицию и на данный момент однозначно выиграла. Отношения между Киевом и Минском находятся сейчас в худшем состоянии за многие годы. Введенные режимом Лукашенко экономические санкции больно ударили по Украине.

Это, конечно, рано или поздно пройдет. И, как я подозреваю, скорее рано, чем поздно. Затягивать экономическую блокаду Украины не в интересах самого Лукашенко. Помножьте это на гибкость «принципов» киевских политиков — и ослабление напряжения между двумя соседними с нами странами совершенно справедливо начнет восприниматься как неизбежность. В чем тогда главный урок самолетного кризиса? Я вижу его так: тактика жесткого лобового давления на режим Лукашенко не работает. Пока нынешний президент Белоруссии контролирует силовую государственную машину своей страны, пытаться прижать его к ногтю и бесполезно, и контрпродуктивно.

И относится это не только к давлению со стороны Запада или Украины, но и к потенциальному прямому давлению со стороны России. Некоторое время назад в одной из своих статей я призывал Путина «намекнуть» Лукашенко, что тому пора на давно заслуженную политическую пенсию. С сожалением беру свой призыв обратно: это не сработает, а вызовет обратную агрессивную реакцию. Конечно, в теории Россия может не только «призывать», но и перестать выступать в роли экономического донора режима Лукашенко. Но это точно приведет к совершенно непредсказуемому и, с очень большой вероятностью, к крайне вредному и опасному для нас развитию событий.

Ну что, убедил я вас в том, что иногда лень во внешней политике является очень даже большой добродетелью? Проблема в том, что я не до конца убедил в этом самого себя. Да, в нынешних конкретных обстоятельствах тактика «креативного безделья» оказалась для России однозначно выигрышной. Однако годится ли она на роль долгосрочной политической стратегии? Не получится ли так, что, выиграв несколько раз тактически, мы в конечном итоге проиграем стратегически? У меня нет ответа на эти вопросы. Но над ними точно надо думать. Рецепт по борьбе с Лукашенко пока находится лишь в начальной стадии своего написания.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28553 от 7 июня 2021

Заголовок в газете: Рецепт по борьбе с Лукашенко

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру