«Оппозиционные силы согласны, что Пашинян не сможет честно выиграть выборы»

В Армении говорят о политике в барах и на кухнях

В Армении 20 июня пройдут досрочные парламентские выборы. Власти и оппозиция называют их судьбоносными. Каждый считает, что только он может спасти страну, а оппонент, наоборот, ее похоронит. Кандидат в депутаты Национального собрания от блока «Армения» Айк Халатян в кулуарах ереванского заседания Лазаревского клуба рассказал «МК», почему он решил пойти в политику и что ждет страну, если ему и его соратникам удастся победить.

В Армении говорят о политике в барах и на кухнях

— Это первые выборы, в которых я участвую и до этого вообще не принимал участия в политике. Я понял, что страна находится в катастрофическом положении. Нынешние власти сами привели к этой ситуации и не могут найти из нее выход. В связи с этим я принял приглашение от партии «Возрождающаяся Армения», которая входит в блок «Армения» вместе с Робертом Кочаряном и партией «Дашнакцутюн». Меня полностью устраивает то, какие люди состоят в этом объединении, программа нашего блока и команда, которая будет эту программу реализовывать. Вместе с ними я надеюсь вытащить страну из нынешнего кризиса.

— Многие, наоборот, говорят, что с и.о. премьер-министра Николом Пашиняном им не по пути, но и Кочарян не может быть достойной альтернативой. В результате они просто не знают, за кого им голосовать…

— Проблема в том, что долгие годы в Армении демонизировали образ Кочаряна. Я сам зачастую сталкиваюсь с этим подходом. Но когда я предлагаю людям объяснить, чем конкретно Кочарян хуже трёх других глав Армении, они теряются. Они понимают, что он не хуже, а лучше всех. Это при нем были показаны самые высокие темпы экономического развития, самый высокий уровень безопасности и так далее.

Другое дело, что тут добавляется психологический момент. Людям, которые активно принимали участие в «бархатной революции» 2018 года, понятно, что они хотели лучшего для страны… Этим людям психологически трудно признать, что тогда они грубо ошиблись. В итоге оказалось, что именно бывшие власти были наиболее компетентными, а эти люди фактически стали соучастниками того, что произошло с Арменией. Но сейчас важно не то, кто и чем занимался в 2018 году. Важно, как человек относится к тому, что происходит после 9 ноября 2020 года (после поражения в войне за Карабах. — Прим. «МК»).

— То есть Пашинян тоже ничего плохого для страны не хотел?

— Этого я не знаю. Если ты дилетант и демагог, видишь стоящие перед страной угрозы и понимаешь, что не в состоянии справиться с ними, то надо было вовремя уйти… Сейчас он все свои промахи пытается свалить на предшественников. Якобы страна была в тяжелом состоянии, переговорный процесс был в катастрофическом состоянии и так далее. Во-первых, я не согласен, что переговорный процесс был в катастрофическом состоянии. Но даже если так, почему он прямо об этом не сказал? Вместо этого он бил себя в грудь, говоря «что хочу, то и делаю», игнорируя всякую конструктивную критику. В результате за два года он три раза кардинально поменял позицию Армении в переговорном процессе. А теперь он говорит, что ни в чем не виноват.

— Кочарян и Пашинян сейчас меряются рейтингами… Каждый заявляет о своем превосходстве. Как вы оцениваете шансы «Армении»?

— Я считаю, что у нас преимущество. На встречи Кочаряна с избирателями приходит больше людей, чем на встречи к Пашиняну, который везде ездит с большой свитой и при этом использует административный ресурс. Достаточно посмотреть на то, что было в Гюмри и Ванадзоре. Понятно, что в день выборов власти будут пытаться фальсифицировать выборы, они уже пытаются делать какие-то шаги, которые выходят за рамки закона… Мы будем защищать голоса наших избирателей.

— То есть после выборов столкновения на улице возможны?

— Все оппозиционные силы согласны в том, что Пашинян не сможет честно выиграть на этих выборах. Его уровень поддержки слишком низкий, поэтому ему придется «рисовать» голоса избирателей. При этом следует учесть, что с ноября 2020 года общество неоднократно пыталось законными способами решить вопрос отстранения Пашиняна от власти. Теперь люди ждут выборов, чтобы своим решением положить конец правлению Пашиняна. Если он и теперь попытается пренебречь волей народа, народ ему этого не простит. Надеюсь, у действующих властей хватит здравомыслия после поражения в войне хотя бы не устраивать внутренние столкновения в стране.

— Многие говорят, что у Пашиняна в Ереване практически нет поддержки. Но я ничего подобного не вижу. Бары забиты, все смеются, танцуют… Дети бегают по улицам. Ничто не напоминает о том, что недавно Армения потерпела тяжелое поражение. Чем недовольны эти люди?

— То что вы описали, это все равно не является свидетельством поддержки Пашиняна. Жизнь продолжается, она не может остановиться. Но даже в этих кафешках, если прислушаться, можно заметить споры о политике. Существенная часть общества таким путем, как вы описали, пытается забыть о тех проблемах, которые нас окружают. Не думаю, что в этом смысле армяне как-то отличаются от других народов.

— После победы блока Кочаряна на выборах, будет суд над Пашиняном?

— Кочарян уже заявил, что вендетты не будет.

— Да, Пашинян тоже об этом говорил в 2018 году и к чему это привело?

— В том-то и дело, что суд над Кочаряном был результатом личностного подхода. При этом все эксперты подчеркивали, что «дело 1 марта» обречено. Ни один нормальный суд не мог осудить второго президента Армении.

Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, Кочарян сказал, что вендетты не будет, но у общества есть много вопросов, на которые нужно получить ответы. Это касается войны, борьбы с коронавирусом и так далее. Но опять же, это все будет в рамках закона. Никакой внесудебной расправы не будет.

— Ну а как он будет на публичном суде раскрывать секретную информацию?

— В ходе агитационной кампании Пашинян и члены его команды неоднократно озвучивали секретную информацию. В том числе они называли сумму, потраченную на закупку вооружения. Даже во время войны Пашинян назвал количество призывников и так далее. При этом, спустя больше полугода с момента окончания войны, армянское общество до сих пор не знает, какие потери понесла страны. Неизвестно, сколько пленных и так далее. Вся эта информация, давно известная врагу, почему-то, по мнению Пашиняна и его команды, должна быть секретной для собственного народа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру