Польша ввела ЧП на границе и изолирует Россию от Европы

Недальновидная политика Минска вновь ударила по Москве

Польский сейм утвердил введение режима чрезвычайного положения на границе с Белоруссией сроком на месяц. По факту это решение уже было принято президентом республики Анджеем Дудой. Но для вступления его в силу было необходимо одобрение парламента. Многие уже связали шаг Варшавы с противостоянием с Москвой, которое длится многие годы. Мы совместно с экспертом разбирались, чем инициировано решение польских властей и чем оно чревато для отношений с Россией.

Недальновидная политика Минска вновь ударила по Москве

Формально причиной введения режима ЧП стал миграционный кризис на польско-белорусской границе, во многом спровоцированный жесткими действиями местных силовиков после переизбрания президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Сама процедура прошлогодних выборов стала объектом критики со стороны западного сообщества, однако белорусский лидер в очередной раз «перекинулся» на сторону России — хотя еще летом 2020-го обвинял ее в заброске диверсантов под Минск, — и теперь пытается изобразить единение со «старшим братом».

Польские власти, в свою очередь, не скрывали, что одним из ключевых факторов введения режима ЧП стали анонсированные российскими и белорусскими военнослужащими учения «Запад-2021». Однако местные аналитики неоднократно высказывали мнение, что в Варшаве преследуют цели отвлечь население от внутренних проблем страны, сместив фокус на внешнюю политику, и таким образом поднять просевший в последние годы рейтинг власти. 

Режим чрезвычайного положения вдоль границы с Белоруссией введен на 30 дней и охватывает 183 населенных пункта в Подляском и Люблинском воеводствах. В то же время речь идет и об общем тренде. Польша на данный момент является третьим государством из числа стран-членов Европейского Союза, которое ввело особые меры безопасности относительно Белоруссии. Ранее таковыми были Латвия и Литва — они, впрочем, руководствовались не столько миграционными вопросами, сколько исключительно соображениями общеевропейской солидарности.

Польский президент Анджей Дуда решил ввести ЧП вдоль польско-белорусской границы еще на прошлой неделе — он не инициировал его единолично, проект был направлен ему правительством республики, отметившим более трех тысяч попыток пересечения границы только за август, — однако для вступления решения в силу требовалось одобрение парламента.

Члены сейма ожидаемо поддержали главу государства. Теперь, как предполагается, польским пограничникам предстоит возвести новые укрепления — речь идет, в первую очередь, о высоких заборах с колючей проволокой и об усиленном контроле со стороны военных. Одним из наиболее резонансных инцидентов в данном контексте стала ситуация вокруг приграничного польского села Уснаж Гурны, возле которого уже несколько дней служащие пограничных войск фиксировали попытки незаконного проникновения мигрантов с белорусской территории.

Только за прошедший август польские пограничники зафиксировали более 3000 попыток нелегального пересечения границы со стороны сопредельного государства.

В Варшаве (как и в других европейских столицах) утверждают, что Минск превращает проблему рвущихся в Европу мигрантов в элемент «гибридной войны» против ЕС.

Как отметил в разговоре с «МК» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский, шаг польских властей властей вполне ожидаем и логичен.

«Действительно, со стороны Белоруссии прибывает очень много мигрантов, и есть обоснованные подозрения, что они способны пойти на прорыв границ, — подчеркнул эксперт. — Поэтому речь идет о мерах, вполне соизмеримых с угрозой».

Что же касается российско-польских отношений, которые уже многие годы находятся на крайне плохом уровне, то, по мнению нашего собеседника, в этом аспекте ситуация неоднозначная. С одной стороны, в Польше есть мнение, что именно Москва «подначивает» Минск на противостояние с Варшавой. С другой - и белорусские власти могут использовать вопрос беженцев как элемент шантажа относительно России, по факту демонстрируя: если беженцы из Белоруссии не попадут на Запад, то они уйдут на Восток.

Как бы то ни было, обострение между Варшавой и Минском бьет и по Москве, которую связывает с белорусской стороной по крайней мере договор о Союзном государстве. Хотя пока эта инициатива, которой вскоре исполнится 22 года, так до сих пор и не обрела четких очертаний (эксперты с обеих сторон неизменно говорят об отсутствии наднациональных органов власти), она служит важным фактором в противостоянии Запада России. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру