После Меркель: как проголосовали на выборах русскоязычные жители Германии

Политолог Александр Рар: «Я сам чешу затылок, а через час надо идти голосовать»

В Германии проходят парламентские выборы. Три политические партии выставили своих лидеров кандидатами в канцлеры ФРГ. При этом впервые за многие годы действующий глава правительства не идет на выборы: Ангела Меркель решила уйти из большой политики. От итогов голосования зависит будущее правительство страны, но многие немцы до самого последнего момента не определились со своими предпочтениями.

Политолог Александр Рар: «Я сам чешу затылок, а через час надо идти голосовать»
Избирательный участок в городе Бад-Фильбель (земля Гессен) устроили в здании детского сада. Фото: Сергей Родионов (МК-Германия).

Особенностью нынешних выборов называют то, что в этом году не две, а три партии выставили своих кандидатов в федеральные канцлеры Германии. От правоконсервативного блока ХДС/ХСС идет Армин Лашет. От Социал-демократической партии Германии (СДПГ) - Олаф Шольц. А от «Зеленых» Анналена Бербок.

Немецким избирателям предстоит избрать депутатов 20-го по счету состава бундестага. И спустя несколько недель избранным депутатам предстоит выберут нового канцлера, который затем сформирует правительство Германии.

До формирования нового правительства страны исполнять обязанности главы кабинета министров продолжит Ангела Меркель. Так что ее уход на покой - дело не одного дня, а потенциально нескольких недель (или даже, как это было после прошлых выборов, месяцев).

По оценкам экспертов, новый состав бундестага может стать рекордным по численности - в него могут войти аж более 900 депутатов. И это при том, что более двух третей немцев считают нынешний бундестаг (709 депутатов) слишком многочисленным.

Согласно законодательству Германии, в состав бундестага входят 598 депутатов: 299 по одномандатным округам и столько же - по партийным спискам, объясняет Deutsche Welle. Но увеличение этого числа возможно, если мелкие партии получат больше прямых мандатов в округах, чем им положено по партийным спискам. Если одна из немецких партий по итогам выборов в парламент не получит больше прямых мандатов, чем ей полагалось бы по результатам подсчета вторых голосов, то эти мандаты у нее не отнимают, а добавляют к общему числу полученных ею мест в парламенте. Такие мандаты получили название дополнительных. Остальным партиям предоставляют «уравнивающие мандаты», которые призваны сохранить пропорциональное распределение мест по итогам подсчета вторых голосов. В результате в бундестаг попадают не 598 депутатов, а гораздо больше.

По данным опроса Politbarometer за 23 сентября, лидерами предвыборной гонки оставались социал-демократы (25 процентов), но консервативный блок ХДС/ХСС отставал от СДПГ не намного (23 процента), зато сильный разрыв с двумя фаворитами сохранялся у «зеленых» (16,5 процента), либералов из Свободной Демократической Партии (11 процентов), правопопулистской «Альтернативы для Германии» (10 процентов) и «Левых» (6 процентов).

Всего же в парламентских выборах в Германии принимают участие 47 партий. Из них сорок представлены земельным партийным списком как минимум в одной федеральной земле, а остальные семь представлены только в отдельных округах.

Между тем многие жители Германии до последнего момента не определились со своим предпочтениями на выборах.

Ажиотажа на пункте для голосования не наблюдается. Фото: Сергей Родионов (МК-Германия).

- На выборы я еще не ходил, - говорит утром в воскресенье по телефону из Германии немецкий политолог Александр Рар. - Мы еще завтракаем и всей семьей обдумываем, за кого голосовать. Самые главные вопросы, которые интересуют граждан, тут публикуют в самый последний момент. И мы с женой и сыном в ужасе разбираем это все. Журналисты не задают вопросы для ориентировки перед выборами для голосования по существу, поднимая вопросы по климату и правам человека.

- То есть вы относитесь к тем 40 процентам жителей Германии, которые, судя по соцопросам, к выборам еще не определились с тем, за кого голосовать?

- Да, но это не означает, что я политически плохо информирован или что у меня нет своих убеждений. Просто это говорит о том - и в моем окружении все интеллектуалы об этом говорят, -  что непонятно, за кого голосовать. Потому что все главные системные партии во время пандемии действовали практически одинаково. У них те же самые идеи. Есть маленькая разница, что христианские демократы не будут повышать налог, а социал-демократы и «зеленые» будут повышать налог. Но они не говорят о том, как дальше бороться с пандемией. Как выходить из кризиса. Вообще не говорят о внешней политике. Не то, что они что-то скрывают – просто у них нет позиции.  Единственное, у кого яркие позиции - это «Альтернатива для Германии», которая действительно предлагает себя в качестве альтернативы, и партия «Зеленых», которая хочет фактически совершить двойную революцию (по продвижению по всему миру прав человек и либеральных ценностей и по спасению планеты от загрязнения и климатических изменений). Тут прямо противоположные, полярные точки зрения - а все остальные партии говорят почти одно и то же. Поэтому действительно трудно. Я думаю, что многие люди будут голосовать тактически - то есть проголосуют так, чтобы кто-то не пришел к власти. Например, чтобы помешать «Зеленым» или, наоборот, чтобы нанести удар по «Альтернативе для Германии». А определиться на самом деле очень сложно. Очень многие живущие в Германии русскоязычные граждане будут голосовать за оппозиционные партии, которые выдвигают идеи улучшения отношений с Россией. Но нужно же голосовать, исходя из того, чтобы Германии было хорошо. И к сожалению, традиционные партии или нейтрально высказываются, или вообще ничего не говорят по внешнеполитическим вопросам, по отношениям с Россией. Поэтому из русских тут очень сложно определиться. Мне очень многие русскоязычные друзья и знакомые звонят, спрашивают: «За кого мне проголосовать? Для меня главная цель - чтобы были хорошие отношения между Россией и Германией». А что я могу им сказать? Я сам чешу затылок, а через час придется идти голосовать».

Фото: Сергей Родионов (МК-Германия).

- По ощущениям, ажиотажа на выборах не видно, - говорит Сергей Родионов из «МК-Германии» (Франкфурт-на-Майне). - Но мнения в связи с выборами достаточно разношерстные. Много людей, судя по разговорам, до сих пор не определились. Многие выступают за изменения, считая, что у власти должны оказаться новые лица...

- Я сегодня на выборы не ходила, потому что заранее проголосовала, - рассказывает руководитель Русского центра в Нюрнберге Ирина Фиксель. - У нас эта практика очень популярна, несколько лет уже раскручивается, что можно запросить документы, все приходит по почте - все очень современно, с QR-кодом, ты голосуешь дома и отправляешь документы. Это очень удобно и многие так делают. Потому что народ хотя в Германии мобильный, гарантии, что мы сможем пойти на выборы нет. Раньше люди очень часто уезжали в отпуска в сентябре, а баварские школьные каникулы закончились только неделю назад. Понятно, что из-за пандемии все сейчас не так, но в нормальной жизни люди старшего возраста, например, уезжали, поскольку после начала учебного года путевки дешевеют, начинается бархатный сезон».

Говоря о выборных пристрастиях русскоязычных жителей Германии, Ирина Фиксель отмечает: «Многие до конца не определились со своими предпочтениями, потому что ситуация в стране очень непонятная. Есть дикое разочарование властью, а правящая партия - не совсем ХДС, потому что у них коалиция с социал-демократами. И по большому счету, ХДС и СДПГ мало сейчас отличаются в глазах многих людей. На этих выборах это выглядит как-то совсем остро, но мне кажется, что лет десять уже такая история наблюдается. В 2014 году я баллотировалась на выборах в городской совет, и тогда было видно, что большой разницы в программах партий (например, ХСС и СДПГ, которые, казалось бы, должны быть непримиримыми противниками по отношению друг к другу), на мой взгляд, почти не было видно. Я проиграла выборы, хотя можно ли назвать проигрышем, когда ты набрала 47 тысяч голосов, и тебе не хватило 700 голосов для победы. Но видимо, Господь Бог решил, что мне это не надо, поскольку день голосования совпал с референдумом по Крыму, и была жуткая антироссийская истерия по этому поводу. Многие меня априори вычеркивали из списка - просто потому что я русская».  

Фото: Сергей Родионов (МК-Германия).

По словам нашей собеседницы, есть немало людей, которые выступают против обязательной вакцинации от коронавируса (особенно детей), которые сознательно искали партии, выступающие против прививок: «Меня многие спрашивали, я старалась воздерживаться от советов - не могу себе позволить быть необъективной. Люди искали решение. У некоторых совсем мелких партий, у которых нет шанса набрать даже 1 процент, на плакатах стояло, что они против прививок. И я знаю, что многие русскоязычные из тех, кто против вакцинации, говорили, что будут за них голосовать. Это на эмоциях, конечно. Но хочу сказать, что за тридцать лет жизни в Германии я не видела такого раздрая. Всем всегда было понятно, что русские немцы в большинстве голосуют за ХДС (у нас в Баварии - за ХСС). Потом начали представители эмиграции, сидящие на социальной помощи, которые начали голосовать за СДПГ - поскольку социал-демократы выступают за то, чтобы иждивенцев становилось все больше. А рабочий люд уходил к консерваторам, голосуя за «черных» из ХДС/ХСС. Понятно, что были исключения, но в целом все было понятно. Сейчас же все перемешалось. И у меня нет ощущения, что есть какая-то тенденция, что русские будут голосовать за кого-то конкретно».

«Мы в это воскресенье не ходили голосовать, - также рассказывает живущая в земле Рейнланд-Пфальц приехавшая два десятилетия назад в Германию из России Ирина Черны. - Поскольку уже проголосовали досрочно. Мы несколько недель назад получили приглашение на выборы, можно было сразу заказать бюллетень на дом в письме. Прислали в двойном конверте. Мы сделали свой выбор и отдали бюллетень пару недель назад. Можно было отправить по почте, но я подъехала в соседний город Хахенбург, там был отдельный кабинет, где есть ящик для голосования. Заходишь - и там опускаешь бюллетень. Вообще, насколько я понимаю, основная масса людей - тех, кого я знаю - проголосовала заранее, письменно. Поэтому на самих избирательных пунктах сейчас народа не много. Мало ли, что сегодня случится, и я не смогу сходить на выборы, а так уже проголосовала. С учетом пандемии коронавируса это - тоже голосовали досрочно».

По словам нашей собеседницы, ее знакомые русскоязычные жители Германии особо не обсуждают между собой выборы, но многих напугала перспектива прихода к власти «Зеленых». «Многие идут голосовать, чтобы только «Зеленые» не победили, - рассказывает Ирина. - За них в основном голосует молодежь, которая к тому же еще финансово зависит от родителей. И они не понимают, к чему это может привести. Так что многие голосуют за кого угодно, только не за них».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру