До прорыва далеко: неделя переговоров России с Западом окончилась безрезультатно

Встреча в рамках ОБСЕ не освежила отношения сторон

В Вене завершились переговоры стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — первые в начавшемся году и под председательством Польши, сменившей 1 января Швецию. Прорывов от встречи ни политики, ни политологи не ждали, однако сам контекст прошедшего саммита от того остается не менее важным: заседание постоянного совета ОБСЕ символически завершило крайне активную неделю диалога между Россией и Западом, развернувшегося на разных площадках. Мы же совместно с экспертами оценили итоги и перспективы этого процесса.

Встреча в рамках ОБСЕ не освежила отношения сторон

Даже сам по себе факт председательствования Польши для России если и не имел критического значения, то оказался в любом случае лишней "шпилькой" со стороны коллективного Запада. Известно, что с Варшавой у Москвы отношения в последние годы находятся на критически низкой отметке, а польские официальные лица не упускают случая публично отпустить негативные комментарии в адрес РФ. Примерно так сложилась ситуация и на сей раз: в частности, глава МИД Польши Збигнев Рау, занимающий в данный момент и пост председателя ОБСЕ, заявил, что риск войны в Европе на данный момент — наиболее высокий за последние три десятилетия. Россия в качестве источника нестабильности напрямую названа не была, однако, с учетом общих настроений, а также присутствия на заседании украинского представителя с ожидаемой риторикой, не усмотреть очевидный намек в словах польского министра тяжело.

Что касается уже упомянутой Украины, то руководитель МИД республики Дмитрий Кулеба почти всю свою речь, озвученную перед журналистами (само заседание Совета ОБСЕ проходило за закрытыми дверями) посвятил российской роли, теме "агрессии Кремля" и тому, насколько сильна и последовательна поддержка, оказываемая западными странами Киеву. "Партнеры полностью разделяют позицию Украины: принципы ОБСЕ, зафиксированные в Хельсинкском заключительном акте, незыблемы, включая право государств свободно выбирать, частью какой организации или союзного договора быть", — отметил министр, подразумевая, очевидно, как европейские, так и про-НАТОвские устремления его страны. Для России же возможное расширение Североатлантического альянса на восток остается одним из наиболее болезненных и принципиальных вопросов, компромисса по которому с Вашингтоном (де-факто играющем первую роль в НАТО) не просматривается уже многие годы.

В целом же заседание по линии ОБСЕ не принесло сенсаций — ни в положительном, ни в отрицательном смысле, — и, собственно, их почти никто и не ждал. Редкие политологи пытались увязать — отчасти, небезосновательно, — переговоры 13 января с предшествовавшими им буквально несколькими днями ранее встречами на площадках Россия-США и РФ НАТО, однако даже в Москве данную последовательность оценили как случайность. "Это не более чем такое совпадение в триаде (переговоров)... — отметил, в частности, постоянный российский представитель при ОБСЕ Александр Лукашевич накануне венского саммита. — Мы, конечно, используем это заседание для того, чтобы еще раз рассказать о философии наших инициатив в области европейской безопасности с учетом состоявшихся раундов переговоров".

Ранее встречи с западными партнерами оценил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, они были малоэффективны. Москве и Вашингтону, как и другим столицам стран НАТО, не удалось достигнуть новых договоренностей. Позитивным сигналом можно счесть, пожалуй, лишь то, что речь не зашла вплотную о возможных новых антироссийских санкциях США и вероятном ответе Кремля: если сблизиться стороны не смогли, то на данный момент хотя бы избежали откровенной эскалации. Немаловажную роль, очевидно, сыграла и неутихающая пандемия коронавируса: в условиях стремительного распространения штамма "Омикрон" вопросы здравоохранения и взаимопомощи в плане разработок и поставок вакцин частично потеснили военно-политическую проблематику.

"Суть всех этих переговоров была в том, по какому пути пойдут их участники: вновь перессорятся, или же договорятся искать точки соприкосновения, — отметил в этой связи в разговоре с "МК" руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей АРБАТОВ. — На мой взгляд, несмотря на сохранение напряженности, пока все говорит, скорее, в пользу второго варианта. В остальном же ничего нового: Украины вновь обвинила Россию в том, что происходит в Донбассе, Москва ответила Киеву взаимными упреками. Что касается каких-либо прорывных решений, то ни них едва ли рассчитывала хоть одна из сторон, в особенности — на саммите в рамках ОБСЕ". Примечательно, что и Лукашевич перед встречей в Вене старался минимизировать возможные завышенные ожидания наблюдателей. По словам российского дипломата, значительная часть саммита была отведена на озвучивание Польшей своих планов работы в качестве государства-председателя ОБСЕ, а не на острые и актуальные мировые проблемы.

Эксперт по международным отношениям Владимир ФРОЛОВ, в свою очередь, и вовсе считает, что встреча 13 января была лишь "декорацией", а основные вопросы были поставлены еще на российско-американских переговорах тремя днями ранее. "Главным пунктом на этом пути была Женева (именно там 10 января встречались представители РФ и США. — "МК"), напомнил аналитик в беседе с нами. — Уже там все стало понятно. Переговоры не дали результата по главным для Москвы трекам, но, по крайней мере, наметили возможности для новых узких договоренностей в таких сферах, как контроль над вооружениями или, например, по ограничению военных учений в наиболее дестабилизирующим форматах. Однако даже в самом оптимистичном случае дальнейшее обсуждение обозначенных проблем займет месяцы, если не годы, при том, что они ничего не решают для РФ в стратегическом смысле". С учетом этого, полагает Фролов, и Москва, и Вашингтон вновь сделают выбор в пользу дальнейшей эскалации, — в том числе, и чтобы привлечь внимание партнеров. Эффективное же решение накопившихся проблем теоретически возможно только на уровне президентов: по крайней мере, этого явно желает российская стороны, считает эксперт. Однако американский истеблишмент пока еще вряд ли готов дать президенту США Джо Байдену подобные полномочия, заключает собеседник "МК": это, очевидно, затянет процесс. По мнению же Алексея Арбатова, исключать в краткосрочной перспективе новые переговоры — хотя бы на уровне представителей глав государств, — тоже нельзя, но зависеть их проведение будет от политической воли Кремля.

Читайте также: Леонков перечислил возможные ответные военные меры РФ Западу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру