"Лукашенко дрейфует к пропасти": Батька приготовил себе "запасный выход"

Но не факт, что решит им воспользоваться

Все идет по плану в Белоруссии, по плану затеянной главой государства конституционной перестройки. Казалось, известные события в Казахстане несколько умерят реформаторский пыл Александра Лукашенко, но нет: план остался в силе. 20 января опубликована окончательная редакция предложенных изменений и дополнений в основной закон страны. Одновременно издан президентский указ, назначивший референдум по конституционным поправкам на 27 февраля этого года.

Но не факт, что решит им воспользоваться
Фото: president.gov.by.

В бюллетене для голосования будет лишь один вопрос: "Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?". И основная интрига теперь, соответственно, - какой ответ на него даст белорусский народ, обладающий, согласно как старой, действующей, так и новой редакции основного закона, "единственным источником государственной власти и носителем суверенитета". Шутка.

В исходе референдума никто из пребывающих в здравом уме и маломальски осведомленных об особенностях тамошней национальной политики, понятно, не сомневается. Батька говорит: надо! Народ, ну, в смысле ЦИК, отвечает: есть! Интрига, разумеется, другая - все та же, возникшая в момент объявления реформы и так и не развеянная: на кой Александру Григорьевичу все это понадобилось?

Напомним, что важнейшей новацией среди предложенных является появление нового органа власти - Всебелорусского народного собрания, к которому перейдет значительная часть полномочий существующих властные структур. По существу, это будет самый главный, высший орган власти, существенно "приподнятый" надо всеми остальными институтами, включая даже институт президентский.

"Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие", - гласит статья 89.1 новой редакции белорусской конституции, очерчивающая функции и полномочия ВНС.

Полномочия, к примеру, такие: Всебелорусское народное собрание "дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам". Или вот еще парочка примечательных мандатов: "Принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления... Вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам".

А статья 144 дает явное указание на то, кто возглавит новый могучий орган: "Лицо, занимающее должность Президента на дату вступления в силу изменений и дополнений Конституции, может одновременно являться Президентом и Председателем Всебелорусского народного собрания". Ну, то есть главой, разумеется, будет сам Лукашенко.

Из всех экспертов, специализирующихся на белорусской проблематике, политолог Андрей Суздальцев дает, пожалуй, наиболее четкую, контрастную, незамутненную сомнениями картину происходящего. Другой вопрос, конечно, насколько эта картина соответствует реальности. 

"Транзит власти в Республике Беларусь идет и его уже не остановить, - полагает политолог. - Понятно, что широким народным массам Беларуси хотелось бы, чтобы данный транзит состоялся еще в августе 2020 года, но тогда надо было реально заниматься властью, а не с шариками и сердечками ходить... Тем не менее протесты все-таки сделали главное - они буквально столкнули белорусский авторитарно-олигархический режим с его базовой "платформы" и Лукашенко стал дрейфовать к пропасти... Конституционный референдум – очередной этап ухода Лукашенко от власти. Он уже и преемника выбрал". 

И, в принципе, высказывания самого Лукашенко подтверждают эту версию. Ну, за исключением причин реформы. Ее инициатору они видятся, естественно, совершенно по-иному.

"Есть реперные точки, есть критерии определенные, - сообщил Александр Григорьевич, выступая три дня назад на очередном совещании, посвященном конституционной правке. - Мы четко определись: поколение нынешнее... должно уйти на запасные пути, дать возможность новому поколению прийти к власти. Мы не должны конфликтовать с ним, мы должны, наблюдая, направлять туда, куда надо. Для этого надо иметь рычаги... Нынешний президент не вечен, придут новые люди.

Кто они будут? Слушайте, ну, будущие президенты в нашей стране практически видны. Не будет так, как в 1994-м избрали этого президента. Тогда ошалели все, тогда не знали, что делать. Увидели вот этих нуворишей, коррупцию, бандитизм, который был в стране... Ну, вот они "воткнулись" в Лукашенко... Ну, да, совершенно случайно наткнулись, избрали. Сейчас этого не будет. Сейчас уже народ ушлый... Будут люди избирать осознанно.

Вот для этого момента нам и нужна эта конституция. Надо, чтобы нормальные люди пришли к управлению. И чтобы мы потом локти не кусали, что могли что-то исправить, а рычагов не оставили... Если цивилизованно, то ВНС должно сыграть эту роль".

Сказано вроде бы достаточно ясно: да, транзит. Кстати, слова Лукашенко - "будущие президенты практически видны" - подтверждают и то, что он определился с выбором преемника. По версии Суздальцева, преемник - Наталья Кочанова, "к которой уже начали склоняться основная часть белорусской номенклатуры, банкиры, силовики". 

Уточним: Кочанова занимает ныне пост председателя Совета Республики, верхней палаты белорусского парламента. Спикером белорусского сената Наталья Ивановна стала два года назад, в конце 2019-го. А до этого три года трудилась руководителем президентской администрации. Словом, не чужой для Лукашенко, не случайный человек.

Но решающим аргументом в пользу этой версии является новая редакция конституции. Сегодня второй человек во властной иерархии - премьер-министр. Именно он становится во главе страны, если у президента по какой-то причине выпадают из рук бразды правления. Согласно исправленному и дополненному тексту, полномочия президента переходят в таких случаях к председателю Совета Республики.

Впрочем, по мнению Суздальцева, расчеты Лукашенко, во многом воспроизводящие формулу казахстанского транзита, в корне не верны и приведут к тому же самому результату: "Лукашенко считает, что он все контролирует. Наивный, это его контролируют. А потом будет повтор Казахстана и призывы к ОДКБ. Войска появятся и поддержат, но только второго президента Беларуси. Лукашенко уже никому не нужен".

И вот тут в версии эксперта появляется серьезный логический изъян: в чем-чем, а в наивности Александра Григорьевича до сих пор никто упрекнуть не мог. Пока никаких признаков того, что чутье ему изменило. Из той же речи на "конституционном" совещании явствует, что он прекрасно видит риски: "Очень опасно допустить двоевластие. ВНС должно сдерживать в чем-то президента, все органы власти. Но оно не должно довлеть над президентом, над его полномочиями".

Почему тем не менее Лукашенко идет на этот риск? Ну, во-первых, Лукашенко еще никуда не идет. И тем более - не уходит. Возможность транзита отнюдь не торжественна самому транзиту. Ничто не мешает Лукашенко - пока, по крайней мере, такие препятствия не просматриваются - досидеть текущий президентский срок, занимая одновременно пост председателя ВНС. А потом - отсидеть еще два срока, дозволенных исправленной и дополненной конституцией. А потом в очередной раз "перетрахнуть" конституцию - дело-то привычное.

Точный ответ на вопрос, зачем Лукашенко поправки, знает сегодня только сам Лукашенко. Но они в любом случае не сужают, а расширяют его коридор возможностей. Времена нынче не шибко спокойные, и такая опция, как относительно безопасный "запасный выход" с авансцены политики (лукашенковская схема при всем ее сходстве с назарбаевской смотрится все-таки более надежной), лишней в лукашенковском политическом хозяйстве не будет. Пригодится в хозяйстве.

Да, чтобы не забыть: есть еще одна маленькая "интрижка". Впрочем, как знать, может быть, не такая уж и маленькая. Вариант конституционного проекта, опубликованный перед Новым годом, до "всенародного обсуждения", гласил: "Изменения Конституции вступают в силу со дня официального опубликования таких изменений".

Теперь это звучит так: "Изменения Конституции вступают в силу через 10 дней со дня официального опубликования таких изменений, если иное не определено в настоящем разделе".

Зачем Лукашенко дополнительный временной зазор? Что случится в эти 10 дней? Что-то, что потрясет Белоруссию/Европу/мир? Или ничего не случится? В общем, приходится вновь вспомнить старый пошлый анекдот: "Опять эта мучительная неизвестность".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру