Лукашенко сделал втык соратникам за вялые аплодисменты на послании

Белоруссию спасут «Народное вече» и импортозамещение

Президент Белоруссии Александр Лукашенко обратился с ежегодным посланием к белорусскому народу и Народному собранию. В зале присутствовали 2,5 тысячи человек, среди которых члены правительства, руководители госорганов, журналисты и заметное количество представителей силового блока. «МК» разбирался, какой сигнал дал белорусский президент Западу и собственным гражданам.

Белоруссию спасут «Народное вече» и импортозамещение
Фото: president.gov.by

Основная часть выступления Лукашенко длилась три часа, после чего он еще около часа отвечал на вопросы журналистов. За это время белорусский президент успел обозначить главные темы, волнующие граждан и международную общественность: санкции, Конституционная реформа, углубленная интеграция с Россией, враждебные отношения с Западом и внутренней оппозицией, которая этим Западом якобы и проплачена.

С трибуны Лукашенко щедро раздавал льготы врачам и учителям. Журил чиновников, которые только с его помощью способны принимать важные экономические решения, обещал народу не идти на поводу у предпринимателей и продолжать вмешиваться в их бизнес. С другой стороны, пытался оправдать свое прозвище «Батька», прощая и «беглых» оппозиционеров, и правительства Европы и США, если они покаются и перестанут вести агрессивную политику в отношении независимой Белоруссии.

К концу третьего часа публика заметно подустала, а некоторые даже позволили себе зевать. В какой-то момент Лукашенко не устроили слабые аплодисменты зала после речи о том, что индивидуальных предпринимателей, конечно, уничтожать не будут, но подходы в их работе нужно совершенствовать. После замечания «главного» собравшиеся быстро исправились, и зал разразился бурными овациями.  

Что именно хотел сказать Лукашенко и кому, «МК» рассказали эксперты.

Павел Усов, белорусский политолог, публицист: «Это было крайне антизападное выступление. Фактически Польшу он обвинил во всех мыслимых и немыслимых бедах и грехах, начиная от стремления захватить всю Беларусь и заканчивая вмешательством в события в Казахстане. Было и непосредственное оскорбление в адрес Польши, что они чуть ли не расстреливают мигрантов и закапывают их в братских могилах на границе с Белоруссией. 

На глобальном уровне звучали обвинения в отношении Запада, который он вслед за российскими политиками начал называть «коллективным». Обвинения касались нагнетания обстановки и стремления развязать войну за передел уже не столько энергоносителей или источников добычи энергии, а за продовольствие и продовольственные рынки. В принципе прозвучало нагромождение различных обвинений, свойственных Лукашенко, создание такого информационного идейного хаоса, смешение в кучу всего: от геополитики до каких-то локальных проблем, как восстановление деревень.

Четкий и ясный посыл был связан с тем, что никакой либерализации, ослабления внутри белорусского политического пространства не будет. Всю деятельность в Беларуси, направленную против режима Лукашенко, он приравнял к террористической, что не соответствует действительности. В свою очередь, это говорит о том, что пространство для репрессий в стране будет только расширяться.

Это выступление прошло перед референдумом. Несмотря на все отнекивания Лукашенко, что Конституция ему не нужна, прослеживалось его стремление и желание, чтобы референдум прошел с помпой. Он воспринимает его как непосредственную электоральную победу и восстановление легитимности.

Прежде всего послание было направлено на его электорат и неопределившуюся часть населения. Это была демонстрация того, что он контролирует ситуацию и уже отошел от удара, нанесенного ему в период 2020-2021 годов. Лукашенко чувствует себя полностью в форме и готов действовать более динамично. Вместе с тем, очевидно прослеживалось, что есть часть общества, на которую он опирается, и другая – которая является деструктивной. Для общества тут был призыв к внутренней мобилизации и усилению сознательности в политической жизни нового государства».

Артем Агафонов, белорусский политолог:  «Лукашенко начал с тяжелых тем: война, гибридная война, санкции, беженцы и так далее. Эмоционально начало выступления было очень тяжелым. Были сделаны выводы из ситуации 2020 года, когда сюда зачастили посланники из США и западных стран, а в Белоруссии создалась видимость готовности к транзиту на Запад. Сейчас этот момент Лукашенко вспоминает, как недобрый замысел западных стран в отношении Белоруссии. Большой упор в выступлении делался на Россию, о необходимости союза с ней и так далее.

Многое говорилось и о Конституционной реформе, причем в очень радужных тонах. Превозносилось Всебелорусского народное собрание как «вече», которое неоднократно спасало республику. Здесь хочется отметить, что подобное сравнение хромает, поскольку «вече» — это институт прямой демократии, а многие граждане вообще не имеют права даже участвовать в выборе делегатов ВНС.

Создалось впечатление, что Лукашенко намерен править как минимум до 2025 года, а поскольку оппозиция сейчас дезорганизована, деморализована и не имеет рычагов влияния внутри Белоруссии, то, скорее всего, так и произойдет».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру