«Терпение чеченского народа не безгранично»: Грозный предъявил ультиматум

Охотники за головами

Бывают же злые, коварные люди. Сумели извратить даже чистые, как вода горного источника, помыслы депутата Госдумы Адама Делимханова. Ну да, на первый взгляд к словам Адама Султановича действительно можно придраться. «Будем вас преследовать, пока не отрежем ваши головы и не убьем вас». Но, как сказал по похожему поводу глава Чечни Рамзан Кадыров, «кто не понял, тот поймет»: уважаемый народный избранник, конечно же, не имел в виду ничего противозаконного.

Охотники за головами
Фото: grozny-inform.ru

Но все по порядку. О конфликте руководства Чечни с семьей бывшего судьи Верховного суда ЧР Сайди Янгулбаева, думается, всем уже хорошо известно. Высказывания Делимханова в адрес Янгулбаевых — очередной эпизод в этой длинной, но неумолимо движущейся к своей развязке саге.

Чтобы не было упреков в том, что слова вырваны из контекста, воспроизведем фразу целиком. Прозвучала она во время стрима, прямой трансляции политика в его инстаграм-блоге.

Итак, буквально было изречено следующее: «Знайте, что днем и ночью, не жалея своих жизней, имущества и потомства, мы будем вас преследовать, пока не отрежем ваши головы и не убьем вас. У нас действительно с вами вражда и кровная месть! Также это относится к тем, кто переведет это видео на русский язык!»

Да, спору нет, сказано сильно. Вот и думский коллега Делимханова, зампредседателя комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики, депутат от КПРФ Николай Арефьев не на шутку встревожился: «Считаю, такие вещи должна рассматривать не комиссия по этике, а Генпрокуратура... Такого человека, опасного для общества, надо ставить на учет, контролировать его действия».

Примечательно, однако, что ни Генпрокуратура, ни все прочие компетентные правоохранительные органы никак не отреагировали. Столь же бесстрастно наблюдали они и за предыдущими сериями этой вендетты, хотя и тогда звучали достаточно зажигательные речи.

«Эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей», — заявил, к примеру, Рамзан Кадыров. Назвав вдобавок «террористами» тех журналистов и правозащитников, кто «семейку» защищает. И не схлопотал не то что прокурорской и/или следственной проверки, а даже выговора по партийной линии. Для справки: Рамзан Кадыров — член высшего совета «Единой России»; Адам Делимханов — член президиума политсовета чеченского регионального отделения партии.

Более чем спокойно реагируют — точнее, вообще никак не реагируют — высокие партийно-государственные инстанции и на сотрясающие Чечню «стихийные» массовые акции против кадыровских недругов. Апофеозом этой кампании стал многотысячный митинг, прошедший в Грозном в среду.

Выступивший на нем председатель Общественной палаты республики Исмаил Денильханов обратился от лица «народов Чечни» к Владимиру Путину, потребовав: 1) «немедленно прекратить деятельность таких вражеских СМИ, как «Новая газета», «Дождь» (признан иноагентом. — «МК»), а также Комитета против пыток (был признан иноагентом — «МК»); 2) «арестовать и предать справедливому суду таких агентов западных спецслужб и подстрекателей, как Елена Милашина (журналист «Новой газеты». — «МК»), Игорь Каляпин (глава Комитета против пыток, член СПЧ. — «МК») и других»; 3) принять меры для «безоговорочной экстрадиции идеологов терроризма и экстремизма — членов семьи Янгулбаевых». «Терпение чеченского народа не безгранично», — предупредил Денильханов.

Есть, правда, мнение, что государственные мужи и жены помалкивают не потому, что не видят проблемы в происходящем, а из опасений за свою безопасность. Версия, строго говоря, не совсем беспочвенна. Автору пришлось однажды лично столкнуться с одним госмужем (из Минобрнауки), обуреваемым такого рода страхом.

Речь во время нашей беседы шла о липовых диссертациях политиков и чиновников. И все шло хорошо и бойко, пока ваш покорный слуга не заговорил о научных достижениях чеченских руководителей. На эту тему мой собеседник говорить категорически отказался, аргументировав это тем, что он-то сам уже пожил, но у него есть дети и внуки.

Но то — Минобрнауки. Доблестные представители наших доблестных силовых ведомств — ребята, безусловно, куда менее робкого десятка. А наша правящая партия вообще ничего не боится, даже агрессивного блока НАТО. Короче говоря, версия страха отпадает.

Если бы наши правоохранительные и прочие властные инстанции заподозрили в словах и делах Кадырова и его команды хотя бы намек на нарушение закона, они бы непременно вмешались, не правда ли? Если не вмешиваются — стало быть, повода для вмешательства нет. Вот и пресс-секретарь президента, комментируя в очередной раз дело Янгулбаевых, призвал нас «основываться на том, что мы живем в правовом государстве».

Остается еще, правда, понять, как с правовым государством совмещается отрезание голов. Но и этому легко найти объяснение. Кто сказал, что речь идет о нынешнем законодательстве? Депутат, как можно предположить, предлагает покарать ненавистных Янгулбаевых на основании исправленных и дополненных законов, предусматривающих среди прочего введение института кровной мести, возобновление смертной казни и увеличение числа ее разновидностей. Ну и число «смертных» составов, похоже, тоже предлагается существенно дополнить.

Но раз пошла такая пьянка, то и Конституцию заодно не худо бы поправить. А то куда там ни кинь — сплошные барьеры: «Каждый имеет право на жизнь... Никто не должен подвергаться пыткам... Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них...» Совсем негде разгуляться облеченным властью джигитам.

Пора, давно пора привести Основной закон в соответствие с требованиями эпохи. Помнится, неплохой конституционный проект предлагал в свое время — в лихом 1993 году — писатель-сатирик Аркадий Арканов. Предлагал в шутку, но жизнь заставляет отнестись к идее со всей серьезностью.

«По государственному устройству наша страна является думно-парламентской, авторитарно-демократической, не ограниченной жесткими рамками цивилизованной анархии и регионального беспредела... Граждане нашей страны имеют право избирать и быть изгнанными... Имеют гарантированную свободу слова. Свобода двух, трех и более слов согласуется с правоохранительными органами».

Ну согласитесь: прелесть была бы, а не Конституция! И реалиям бы нашим вполне соответствовала. И главное — пресс-секретарю президента не пришлось бы то и дело отвечать на вопросы о новых приключениях и заявлениях чеченского лидера и его друзей. Какие могут быть вопросы, если у нас узаконенный «региональный беспредел»?

Фото: Грозный информ

Между тем: Громкие заявления чеченских чиновников и многотысячный митинг в Грозном были спровоцированы появившейся в Сети аудиозаписью, автор которой (по мнению телекомпании «Грозный», это один из братьев Янгулбаевых — Ибрагим) в неприличных выражениях «оскорбляет и порочит честь» религиозных деятелей Кавказа, в том числе Кунта-хаджи Кишиева.

Этот шейх в разгар кавказской войны был противником насилия, за что преследовался Имамом Шамилем, выступавшим за войну до победного конца. Его часто называли «чеченским Ганди», и он очень популярен в современной Чечне. Его именем назван Исламский университет в Грозном.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28717 от 3 февраля 2022

Заголовок в газете: Охотники за головами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру