Британию обвинили в расизме: бегущих с Украины нигерийцев не пускают к семьям

По мнению вынужденных переселенцев, Лондон приветствует только «белую» миграцию

Проблема украинских беженцев остается актуальной не только для стран Евросоюза, недавно облегчившего условия вынужденным переселенцам, но и для Великобритании, вышедшей из ЕС и потому принимающей собственные меры по разрешению кризиса. Лондон ввел в действие «схему спонсорства», позволяющую мигрантам с Украины осесть в Туманном Альбионе. Однако, по словам части беженцев, а именно выходцев из Африки, британская программа носит односторонний характер, фактически дискриминируя их по цвету кожи. При более тщательном рассмотрении ситуация оказалась и того сложнее.

По мнению вынужденных переселенцев, Лондон приветствует только «белую» миграцию

Десятки беженцев с Украины, имеющие нигерийское происхождение, застряли во французском прибрежном городе Булонь-сюр-Мер, что на севере страны, в ожидании, когда же их пустят в Великобританию. Ранее Лондон внес уточнения в принятую еще в феврале программу спонсорства для временного размещения на британской территории вынужденных переселенцев, что спровоцировало рост их притока.

Однако опрошенные изданием The Gaurdian выходцы из Нигерии в один голос критикуют то, как на деле реализуется лондонская схема. Так, например, по словам 24-летней Алани Иянуоловы, которая еще две недели назад покинула Киев и почти четверо суток различными способами добиралась до французского побережья, она уже десять дней ждет разрешения на въезд в Великобританию, где у нее давно проживают родственники. Ей вторят и другие сбежавшие после начала российской спецоперации с Украины жившие там нигерийцы и выходцы из иных африканских стран.

Ведущий аналитический центр Великобритании, занимающийся проблемами расового равноправия, Runnymede Trust, усмотрел в недопуске чернокожих признаки дискриминации. В частности, старший менеджер организации Альба Капур в комментарии журналистам заявила, что выходцы из африканских стран «дегуманизированы» британскими властями и рассматриваются ими в основном как нелегалы, пытающиеся под прикрытием украинского кризиса «раствориться» среди европейского населения.

Недоверие у переселенцев и представляющих их позицию организаций вызывают и цифры, которыми оперирует правительство Великобритании. Так, министр жилищно-коммунального хозяйства, общин и местного самоуправления Соединенного Королевства Майкл Гоув обещал «тысячи мест» для украинцев (читай — переселенцев), однако предыдущие подобные инициативы Лондона продемонстрировали, что подобные планы могут расходиться с реальностью.

Например, в связи с ситуацией в Афганистане в прошлом году британские власти также вводили программу поддержки для беженцев, выделив им 5000 мест. После же введения схемы в действие в январе 2022-го выяснилось, что большинство этих квот были отданы афганцам, уже проживающим в стране. До этого программа спонсорства применялась для сирийских мигрантов, в 2015 году, но из-за бюрократических проволочек она и вовсе коснулась менее тысячи человек.

Хотя сейчас в позиции Лондона и усматривают признаки деления беженцев по принадлежности к определенной расе, нельзя забывать о том, что сами условия схемы достаточно жесткие даже безотносительно происхождения человека.

Программа спонсорства действительно подразумевает беспрепятственный въезд в Великобританию для украинских переселенцев, но с рядом существенных условий.

Во-первых, речь идет о гражданах Украины (программа помощи ЕС, например, шире — она касается и граждан третьих стран, легально проживавших до кризиса на украинской территории). С этой проблемой столкнулся, например, 37-летний уехавший с Украины нигериец Майкл Уванду, находящийся сейчас во Франции. Он рассказал, что незадолго до отъезда ему должны были выдать украинский паспорт (в стране он жил 12 лет), однако он не успел получить документ. Сейчас мужчина апеллирует к тому, что в Великобритании у него живет сестра, имеющая местное гражданство, и это должно дать ему право на въезд. Но и на этот счет программа имеет ограничения.

Для переселения при отсутствии украинского гражданства необходимо, чтобы на британской земле проживал либо хотя бы один из родителей (для тех, кому не исполнилось 18 лет), либо супруг(а), либо гражданский партнер, с которым претендент на убежище состоит в отношениях не менее двух лет. Причем человек такой степени родства/близости должен одновременно сам быть украинского происхождения.

Наконец, допускается и третий вариант — наличие спонсора (от чего и пошло название программы), то есть персоны или организации, готовой официально обеспечивать проживание просящего у себя. Собственно говоря, это наиболее прогрессивная часть схемы — инициировал ее применение как раз Майкл Гоув, ранее уже изрядно прославившийся планами по передаче недвижимости российских олигархов в пользование беженцам. Однако спонсирующие персоны и фонды должны самостоятельно принимать решение о заботе о переселенцах, заставить их взять на себя ответственность за чью-то судьбу нельзя.

Клэр Мозли, основатель благотворительной организации Care4Calais «Забота о Кале» / «Помощь Кале»), комментируя решения Лондона, называет их предвзятыми. «Британская схема помощи украинским беженцам, прибывающим в Великобританию, необъективна по отношению к гражданам Украины. Они не единственные люди, чьи дома и жизни были разрушены конфликтом», — заявила Мозли.

Ситуацию усугубляет то, что нигерийцы, проживающие в Великобритании и даже готовые принять своих соотечественников, также сталкиваются с бюрократическими проволочками при оформлении спонсорства. Критики программы связывают это с финансовым аспектом: расходы спонсоров должны быть частично компенсированы из казны, а экономика Соединенного Королевства сейчас переживает не лучшие времена.

Власти самой Нигерии, попавшие под шквал критики местной оппозиции из-за неэффективной эвакуации своих граждан с Украины, уже обратились за помощью по этому поводу и к России — не далее как 18 марта проблему спасения нигерийцев обсудили спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов и посол Нигерии Шеху Абдуллахи Йибаиквала. Однако проблема в том, что многие, пусть и имея возможность вернуться на родину, опасаются этого из-за нестабильности в стране. В то же время далеко не все имеют косвенные основания (наличие родственников в Великобритании) для переселения по правительственной программе: среди беженцев действительно нередко выявляют африканцев, желающих смешаться с толпой.

В этом контексте излишняя осторожность британских миграционных служб, трактуемая порой как предвзятость, вполне объяснима. Хотя, как справедливо парируют такие аргументы их противники, нелегалам непосредственно из Африки не столь уж принципиально важно попасть именно в Великобританию: раствориться они могут и в куда менее требовательной к переселенцам с Украины континентальной Европе.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру