Украинский кризис объединил протестующих в Европе

Британцы, французы и немцы все больше недовольны своими национальными лидерами

Ухудшающаяся экономическая ситуация в странах Запада в связи с последствиями антироссийских санкций уже привела не просто к недовольным комментариям в соцсетях, но и новым протестам на улицах европейских городов. Причем если ранее требования касались в основном необходимости снижения цен, то сейчас заявления приобрели отчетливый антиправительственный характер. И, в зависимости от ответа властей, вполне способны привести к изменениям политического ландшафта в Европе.

Британцы, французы и немцы все больше недовольны своими национальными лидерами

Британский премьер Борис Джонсон последние несколько месяцев живет между молотом и наковальней. Едва успев хоть немного сгладить негативный эффект от так называемого "Патигейта" — скандала по поводу многочисленных вечеринок в правительственных учреждениях во время пандемии и действия противоковидных ограничений, — он, активно присоединившись к антироссийским санкциям, навлек на себя новую беду.

В первый апрельский уикенд по британской территории прокатилась волна протестных акций, связанных с резким (и подчас рекордным за последние 30-40 лет) ростом цен: на жилищные услуги, топливо и продукты питания.

Демонстрации прошли не только в Англии, но, например, в валлийской столице Кардиффе (а жители Уэльса и в более спокойные времена недолюбливали лондонское руководство), в Бирмингеме и ряде других городов. В самом Лондоне часть протестующих собралась на Даунинг-стрит, где расположен офис главы правительства.

Среди основных претензий — феноменально выросшие счета за газовое обеспечение и энергоснабжение, хотя цены на продукты питания тоже существенно поднялись, а топливный кризис конца прошлого года, пусть и, казалось бы, разрешенный, по факту никуда не исчез. Бензин и дизель, в отличие осенней ситуации, купить можно повсеместно, но вот стоимость топлива по-прежнему заставляет многих пересаживаться на общественный транспорт.

Кризисом в экономике тут же решили воспользоваться противники правящей Консервативной партии — лейбористы. Их бывший лидер Джереми Корбин (обладающий пока еще куда большим авторитетом, чем его преемник на посту главы Лейбористской партии Кир Стармер) выступил перед собравшимися на Даунинг-стрит, озвучив свой вариант по выходу из бедственного положения. «Самое меньшее, что нам нужно, — это ограничение цен на энергию, а затем мы должны сказать: посмотрите на прибыль энергетических компаний и посмотрите на трудности людей», — заявил Корбин. По мнению лейбористов, для нефтегазовых корпораций должен быть введен новый налог на непредвиденные расходы, чтобы за счет этих средств оказать поддержку нуждающимся.

Мера, как и многие другие, предлагаемые противниками тори, весьма спорная: нефтедобывающие предприятия Великобритании способны обеспечить потребности страны в лучшем случае не более чем на 40% (и это еще далеко не худший показатель «энергетической самостоятельности» среди европейских государств). Если же налоговое бремя на них станет тяжелее, то закономерно возникнет вопрос: а чем платить собственным сотрудникам? В то же время сторонники повышения налогов говорят о том, что местные энергокомпании искусственно взвинчивают цены, а потому часть сверхприбыли обязаны отдать в казну.

Но, даже если оставить в стороне аргументы лейбористов, их с простыми британцами, вышедшими на демонстрации, объединяет одно: недовольство действиями тори. Только политические оппоненты консерваторов недвусмысленно намекают на сговор нефтяных компаний и консерваторов, а общественность же считает недальновидными внешнеполитические шаги, предпринимаемые Лондоном, ведь к росту цен привел в числе прочего отказ от российских энергоносителей.

Критика в адрес Джонсона становится острее и в свете того, что обещанная им перспектива ухода от энергозависимости от РФ выглядит пока туманной: мартовские попытки премьера найти замену Москве в Эр-Рияде и Абу-Даби не увенчались успехом. Глава правительства делает ставку на развитие альтернативных источников, однако все это долгосрочные проекты, требующие серьезных вложений. Таким образом, и без того расшатанное пандемией и сопутствующими скандалами кресло под Джонсоном становится все менее устойчивым. На руку премьеру играет лишь банальный факт: у его противников нет внятных альтернативных предложений. Даже лейбористы, подчас критикующие консерваторов в излишнем потакании воле Вашингтона, не смогут полностью выйти из-под американского влияния, а их действующий лидер Стармер, пусть и регулярно критикует главу правительства, внятной и всеобъемлющей программы пока не озвучивал.

Если фигура Джонсона выглядит шаткой, но безальтернативной, то для его соседа, французского президента Эммануэля Макрона ставки куда выше. На 10 апреля во Франции назначен первый тур президентских выборов. Активность Макрона на российско-украинском направлении с попытками разрешить кризис уже стала притчей во языцех (фраза «Макрон позвонил» обрела статус мема), однако не привела к положительному эффекту ни на внешнем периметре, ни в его стране.

Цены на топливо и продукты во Франции растут, пусть и меньшими, чем за Ла-Маншем, темпами, а последователи так называемых «желтых жилетов» все чаще заявляют о себе с новой силой: достаточно вспомнить «конвои свободы» дальнобойщиков, вдохновленные протестами в Канаде. Те акции удалось купировать, но по мере приближения дня выборов ситуация обостряется.

«Политикам в Париже плевать на нас, — цитирует France 24 одного из «жилетов». — Они дают пустые обещания во время выборов, а затем оставляют нас гнить. У них нет уважения к людям. Я знаю многих людей, которые никогда раньше не голосовали, но теперь интересуются «маленькими кандидатами», которых никогда не упоминают в СМИ».

Сейчас во французских городах не наблюдается масштабных антиправительственных выступлений, хотя недовольство ухудшением экономической ситуацией вполне ощутимо. Показательно в связи с этим, как быстро сошли на нет витавшие в воздухе планы правительства ввести квоты на ряд товаров: отказалось ли руководство республики от этого варианта само или сыграла роль общественная реакция — в данном случае не так уж важно. Куда весомее то, что не имевшие целостной структуры и маргинализированные властями «жилеты» теперь могут прирасти внушительным числом сторонников.

«Существует огромное расхождение между претензиями, высказанными «желтыми жилетами» и широкой общественностью с одной стороны, и тем, как политические партии и СМИ освещают эти темы, — говорит Делла Судда из авторитетного парижского Института политических исследований (Science-Po). — Понадобился конфликт на Украине, чтобы кандидаты и пресса начали говорить о покупательной способности и прочем, но проблема цен на энергоносители и продукты питания началась даже не с этого». Неудивительно, что в этих условиях внешнеполитическая деятельность Макрона в ущерб национальным интересам лишь усиливает недовольство.

Однако и отступить от общего западного курса французский президент не может. После того как Ангела Меркель покинула пост федерального канцлера Германии, Париж вполне очевидно перехватил у Берлина роль «локомотива» Евросоюза, в том числе и во внешнеполитической сфере. Особенно с учетом того, что новые немецкие власти, на чью долю выпал крайне проблемный период, не могут пока продемонстрировать впечатляющих успехов. Подобно Великобритании и Франции, ФРГ страдает от роста инфляции и нехватки энергоресурсов, что не ускользает от населения страны.

Выступавший на днях в городе Эссен действующий канцлер Олаф Шольц был буквально освистан частью присутствовавших при его речи, а некоторые немцы откровенно заявляют о необходимости смены главы правительства. Локальные митинги проходят еще с начала года в Берлине и других немецких городах, причем если сперва повестка их была весьма разрозненной — от экологических требований, поскольку «зеленое» движение в ФРГ крайне сильно, до отмены противокоронавирусных мер, — то сейчас ослабление экономики и рост цен стали универсальным и объединяющим фактором.

В отличие от Макрона или Джонсона, впрочем, Шольцу утрата поста не так страшна: до выборов много времени, а в скандалах, подобных британскому «Патигейту» канцлер не замешан. Однако без изменения политики на восточноевропейском направлении его пребывание на посту, как и у коллег, легким не будет.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру