По примеру США и Ливии: Совет ООН по правам человека остался без России

Стоит ли особо переживать насчет членства в «рекомендательном» органе

Генеральная ассамблея ООН приостановила членство России в Совете по правам человека при организации. Это уже не первое антироссийское решение Генассамблеи, но, в отличие от предыдущих деклараций, этот шаг носит практический характер. В истории был лишь один подобный случай. Москва же заявила о том, что сама покидает этот орган. Мы разбирались, как функционирует Совет, какую роль играла в нем Россия и какими последствиями чревато ее, пусть и временное, исключение оттуда.

Стоит ли особо переживать насчет членства в «рекомендательном» органе

Решения, принимаемые на голосованиях в Генассамблее ООН, носят рекомендательный характер. Принципиальные вопросы решает Совет безопасности ООН, переход же проблемы в ведение Ассамблеи означает лишь, что конкретные меры постоянные члены согласовать не смогли (обычно из-за права вето, которым обладают страны-участницы).

Совет ООН по правам человека ситуация является непосредственным вспомогательным органом Генассамблеи, «отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций».

За временное исключение России из СПЧ ООН проголосовали более 90 государств, в числе которых США и страны Евросоюза, Канада, Сербия и другие. Против выступили 24 делегации — разумеется, из РФ, а также из Белоруссии, Ирана, Китая. Еще 58 государств предпочли воздержаться (в частности, Индия и Саудовская Аравия).

Украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сразу же поблагодарил проголосовавшие «за» страны за их позицию, хотя, примечательно, что инициатива исходила от США.

Еще в конце марта в американском Сенате (верхняя палата Конгресса) члены комитета по международным отношениям призвали президента Джо Байдена внести соответствующую резолюцию на рассмотрение в Генассамблее ООН. Российский постоянный представитель при Организации Объединенных Наций Василий Небензя заявил, что «это не облегчит, не стимулирует, не упростит то, что происходит на переговорах о мире между Россией и Украиной». Тем не менее на фоне выдвигаемых Киевом и Западом в адрес России обвинений в гибели мирных жителей инициатива получила ход и ожидаемо была поддержана большинством.

Москва, впрочем, в тот же день заявила о выходе из Совета по правам человека по своему собственному решению. Ранее российская сторона уже неоднократно подвергала деятельность Совета критике, указывая на однобокую политику, проводимую им. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, комментируя решение Генассамблеи, заявил, что «немыслима работа подразделения ООН и институтов ООН без участия России».

Иронично в этом контексте то, что традиционно наиболее скептичны по отношению к Совету по правам человека именно США и Израиль, поддержавшие решение по России. Вашингтон еще в 2018 году, во времена президентства Дональда Трампа, известного своими критическими взглядами на международные институты, объявил о выходе из Совета ООН по правам человека. Израильская сторона, поблагодарив тогда американцев за принципиальность, последовала тому же примеру. Для еврейского государства деятельность этого органа всегда была проблемной, поскольку значительное внимание члены Совета уделяли ситуации в Газе. Позднее обе страны, впрочем, «вернулись».

Однако, говоря о самовольном отказе от работы с СПЧ, стоит понимать, что сам «выход» и США и Израиля по сути таковым не являлся.

Совет формируется голосованием в Генеральной ассамблее ООН, которая выбирает членов от каждого из блоков стран, объединенных по географическому признаку. Места между этими группами распределены неравномерно: Азия и Африка имеют по 13 представителей, Восточная Европа (с Россией) — 6, Латинская Америка — 8, Западная Европа и другие (включая США и Израиль) — 7.

В итоге 47 кресел Совета разделены между странами, которые набрали наибольшее количество голосов в своей группе. На тот момент, когда США и Израиль «выходили» из СПЧ, они в нем и не были представлены, поэтому речь шла лишь о том, что они не станут выдвигать свои кандидатуры на следующем голосовании.

Выборы членов Совета проходят ежегодно, а полномочия представителям даны на трехлетний срок — таким образом достигается ротация, якобы необходимая для объективного функционирования структуры. Почему якобы? Дело в том, что на практике даже ротационный метод не дает гарантии, что у каждого государства будет право голоса: многие страны, выдвигавшиеся в СПЧ, до сих пор ни разу в него не входили.

Россия четыре раза была представлена в Совете — в 2006-2009 гг., 2010-2012 гг. (а больше двух «сроков» подряд не допускается), в 2014-2016 гг., и, наконец, с 2021 года. Таким образом сейчас приостановлен мандат РФ, срок действия которого в любом случае истекает в 2023-м. И в зависимости от того, когда будет восстановлено российское членство, она сможет или нет через два года вновь представлять свою кандидатуру.

До нынешней ситуации в истории СПЧ ООН известен лишь один случай приостановки членства страны — такая мера была предпринята в отношении Ливии с началом протестов весной 2011-го. Но уже в ноябре того же года, после свержения и гибели Муаммара Каддафи, ливийская сторона вновь обрела право выдвигаться в Совет. И с тех пор даже преуспела в этом дважды, получив место на срок до 2013 года и на период 2020-2022 гг.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру