Закон об упрощении строительства объектов инфраструктуры "экологически улучшили"

Дороги обогнут заповедники

Госдума приняла во втором чтении законопроект об упрощении строительства объектов инфраструктуры. Первоначальная версия предложенного правительством документа обеспокоила общество, потому что допускала строительство без экологической экспертизы любых объектов, кроме жилья, на землях заповедников. Доработанный ко второму чтению текст стал «намного экологичнее», считают эксперты.

Дороги обогнут заповедники
Прозрачный лед Байкала.

Эту инициативу правительство внесло в Госдуму в конце марта «во исполнение антикризисного плана правительства» и поручений президента, говорила депутатам замглавы Минстроя Светлана Иванова. Цель была благая — сократить сроки строительства разных инфраструктурных объектов (дорог, трубопроводов, детских садов, школ и больниц) не менее чем на год и примерно на 100 документов сократить перечень документов, которые должны предъявлять застройщики. Ради этого предлагалось внести изменения и в природоохранные правила.

Законопроект, к примеру, допускал строительство любых инфраструктурных и промышленных объектов на территориях особо охраняемых природных территорий (это и заповедники, и национальные парки, и природные парки, и дендрарии с ботаническими садами, и заказники). Застройщики решениями властей могли быть освобождены от экологической экспертизы, а в каких-то случаях — и от археологической экспертизы проектов. Перед первым чтением (оно состоялось 6 апреля) пять думских комитетов высказали замечания к тексту законопроекта. А два — по экологии, природным ресурсам и природопользованию и по аграрным вопросам — резко раскритиковали его и сочли нуждающимся в «существенной доработке». Против тогда голосовали депутаты из фракций «СР», КПРФ и «Новые люди». Справоросс Анатолий Грешневиков, в частности, говорил, что инициатива правительства представляет «серьезную угрозу экологической безопасности страны». Действующие правила разрешают местным властям исключать какие-то земли из границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения лишь по согласованию с Минприроды, а теперь предлагалось такого согласования не проводить: «это может привести к тому, что из большей части заказников, заповедников и парков страны могут быть вырезаны участки для строительства», объяснял он. А Олег Михайлов (КПРФ) напомнил: в России 225 млн га особо охраняемых природных территорий, это 13% площади страны, и «львиная доля их — регионального и местного значения». «Остается 87% территории страны, давайте там и стройте», — заявил он.

Тревогу забили и экологи. А перед вторым чтением глава думского Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин («ЕР») сообщал о «десятках тысяч обращений граждан, обеспокоенных судьбой заповедных территорий», поступивших в адрес депутатов…

Законопроект действительно «не в полном объеме обладал достаточно четкими формулировками, исключающими риски» — описал суть проблемы глава профильного Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов («ЕР»), докладывая коллегам о результатах переговоров с правительством перед вторым чтением и внесенных в текст поправках. В итоге территория Байкальского заповедника полностью защищена — строить в этой охранной зоне по упрощенной процедуре будет возможно лишь объекты, необходимые для модернизации БАМа и Транссиба. Как и сейчас, собственно.

«Особо охраняемые природные территории и сельхозземли выводятся из-под действия законопроекта: если там и будут строить, то с учетом действующих норм и правил и с согласованием в соответствующих органах власти», — сказал г-н Пахомов. На исторически ценных территориях при определенных видах работ археологическая экспертиза будет обязательна (первоначальный текст допускал разные толкования).

И, наконец, в тексте появился исчерпывающий перечень приоритетных объектов, которые могут быть построены в упрощенном порядке: это объекты инфраструктуры, необходимые для реализации государственных целей и задач, то есть магистральные газопроводы, нефтепроводы, некоторые объекты социальной инфраструктуры. Правительство обязано будет утверждать перечень таких объектов своим решением. В первом чтении, заметим, говорилось о «транспортной, промышленной и иной инфраструктуре», и слово «иной», допускающее безгранично широкое толкование, вызвало большое раздражение у депутатов.

Действовать такие правила будут до конца 2024 года.

«Это кардинально лучше, чем было, законопроект в целом стал гораздо экологичнее», — признал в разговоре с «МК» эксперт российского «Гринпис» Михаил Крейндлин.  

Третье чтение должно состояться 20 апреля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28768 от 20 апреля 2022

Заголовок в газете: Дороги обогнут заповедники

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру